Опубликовано: 3352

Ребенок плохо говорит: как проявляются нарушения речи и как решать проблему

Ребенок плохо говорит: как проявляются нарушения речи и как решать проблему

Уровень интеллектуального развития ребенка отображается и в его речевом развитии. Именно недостаток этого звена родители замечают прежде всего. В каких случаях стоит обратиться к специалисту, и как не пропустить аутизм?

 При задержке развития речи важно не упустить момент и вовремя обратиться к специалисту. Не нужно бояться гипердиагностики: в этом случае лучше проявить большую бдительность. Наиболее чувствительный период для развития речи от 2х до 5и лет, и если время для коррекции будет упущено, то сформируется стойкое нарушение речи. Такое состояние привести в рамки нормы будет значительно сложнее.

Признаки задержки развития речи, заметные для родителей

  •     В год не использует ни одного лепетного слова
  •     В два года ребенок не пользуется минимум 50 словами, которые понятны взрослому
  •     В 1,5-2 года не понимает просьбы и простые инструкции
  •     К трем годам использует менее 250 слов, не применяет местоимения Я, ТЫ, МЫ, ОНИ
  •     Не знает свое имя в три года, имена родителей
  •     В три-четыре года не понимает смысла сказок и рассказов, не интересуется книгами и иллюстрациями
  •     В 4 года не может определить последовательность событий по картинкам, указать расположение предмета в пространстве, словарный запас не увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом
  •     В пять лет речь бедная, неразборчивая, ребенок избегает контакта или общается

 Что нужно делать

Во время интенсивного развития хотя бы раз в полгода следует посещать детского психолога. Так вы точно будете знать, есть ли проблемы у вашего ребенка.

Если ребенок не реагирует на ваши обращения, или реагирует выборочно, понимает речь только когда смотрит на говорящего – возможно у него проблемы со слухом. Прогностически такой вариант лучше, так как скорее всего составляющие речевой функции органически сохранны. Обратитесь за консультацией к отоларингологу.

Также важно для оценки состояния то, как проявлялись все предыдущие этапы развития речи: гуление, лепет, появление первых слов. Перед посещением врача следует вспомнить и отметить все особенности, которые вы замечали в развитии ребенка.

Если ребенок избегает общения с другими детьми, возможно это реакция на понимание своего речевого недостатка. Родители должны замечать разницу в развитии речи своего ребенка и окружающих детей того же возраста.

 А может быть это детский аутизм?

Аутизм часто сопровождается нарушением развития речи, что может вводить в заблуждение при постановке диагноза. Очень важно при аутизме не упустить момент, и начать лечение нарушения социального взаимодействия как можно раньше. При изолированных речевых нарушениях также важно начинать соответствующую коррекцию вовремя, чтобы не упустить сенситивный период.

В первую очередь обратите внимание на то, ищет ли ребенок взаимодействия с другими людьми. Интересны ли ему дети, как он общается дома. Какие игрушки предпочитает. Симптомы аутизма очень красноречивы, и вписываются в три звена: нарушение социального взаимодействия, коммуникации, нарушение эмоциональной сферы.

Наиболее характерным признаком является то, что ребенок не ищет социальных контактов: они ему не понятны. Потому если нарушение речи сочетается с отсутствием интереса к людям и их занятиям, то следует дифференцировать их с признаками аутизма.
http://www.likar.info

Загрузка...