Опубликовано: 360

Расчет окончен: Здравствуй, лето, Новый год! Сергей Туник об итогах недели

Расчет окончен: Здравствуй, лето, Новый год! Сергей Туник об итогах недели

Такую новость грех не обмыть! В понедельник министр здравоохранения Алексей ЦОЙ разрешил казахстанцам проводить тои и вообще закатывать громкие застолья с песнями и плясками, еще недавно запрещенные из-за коронавируса.

Но к дастархану допустят не всех. Праздник отмены запрета дозволено отмечать гражданам, имеющим “зеленый” статус. Да и то ограниченным составом.

В “зеленых” зонах к столу теперь можно пригласить не более сотни гостей. В “желтых” – 70. В “красных” – до 50. Непривитые остаются в резерве до лучших времен. По ходу онлайн-пресс-конференции члены правительства объяснили это решение просто. По словам вице-премьера Ералы Тугжанова, “речь идет о поддержке малого и среднего бизнеса. Это один из главных вопросов на повестке дня”. Но тут же добавил, что никто не снимал с государства функции контроля за пирами. Мол, выпивайте и закусывайте, граждане. Пойте и пляшите – но знайте меру. Это предупреждение касается и рестораторов. По словам Ералы Лукпановича, те из них, кто нарушал режим карантина и проводил нелегальные празднества в своих заведениях во время запретов, были оштрафованы на 2 миллиарда тенге. Нормально так они бюджет страны пополнили. Зато теперь для них каждые выходные, как для офисного клерка – понедельник.

А во вторник проблемы бизнеса обсуждали на VIII съезде Палаты предпринимателей “Атамекен”.

Многих из них карантины загнали в минимальный прожиточный максимум: нет работы – нет прибыли, нет налогов в бюджет. Выслушав жалобы, претензии и предложения спикеров, Президент ТОКАЕВ заявил, что необходимо разработать новую стратегию развития малого и среднего бизнеса. И предусмотреть в ней переход от прямой, по сути, безадресной поддержки к политике стимулирования деловых людей. Чтобы у малого бизнеса появился лифт, который позволит подняться этажом выше. Только я с трудом представляю, сколько времени займет согласование с министерствами, обсуждение поправок в законы и их переписывание. Помню же мудрость Ходжи Насреддина, который даже по другому, совсем мелкому поводу сказал, что раньше или он умрет, или эмир, или ишак. Но тут “умирать” будут даже некогда успешные предприниматели. Карантинные меры уже схомячили тысячи бизнесов и не подавились.

Хотя, если честно, и сами граждане виноваты. Убеждали же всех в пиковый период: носите маски! Не собирайте на свой той стадион гостей! Прививайтесь!.. Призывы услышали не все. Итог – более 15 тысяч умерших казахстанцев.

Пора понять, что нам теперь придется жить с этим ковидом. И это – надолго. И правила игры придется поменять.

Если скорая помощь в лице парламента и правительства поспеет вовремя, чтобы спасти МСБ, – первый тайм мы выиграем.

Убедить привиться до сих пор непривитых – сложнее, чем научить зайца курить или медведя кататься на велосипеде. Таких не ругать – даже проклинать бесполезно. Хотя эти граждане – прямая угроза здоровью и жизни окружающих. И бизнесу. Но законных мер против них нет. Прокурор им судья?

Последние 7 дней на Левом берегу обсуждали вопросы ценообразования на еду – удорожание продуктов питания лихо подстегивает инфляцию уже несколько месяцев. На заседании совета по реформам Президент Токаев заметил, что “оперативные меры, ценовой контроль не могут заменить фундаментальные принципы рыночной экономики”. В ответ министры торговли и сельского хозяйства Бахыт Султанов и Ербол Карашукеев, а также примкнувшие к ним глава НК “Продкорпорация” Сапархан Омаров, зампред Нацбанка Алия Молдабекова и шеф Агентства по защите конкуренции Серик Жумангарин заявили, что всё – под контролем. Да, цены выросли, но, как заметил Серик Макашевич, “агентство вынесло 68 уведомлений о снижении цен на социально значимые продукты. Назначено 8 расследований. Выявлено 46 фактов превышения торговой надбавки и взимания вознаграждения”. Премьер-министр Аскар Мамин выслушал и ненавязчиво поинтересовался: чем всё это закончится? Ответа не последовало…

В среду вице-министр труда Ерлан Аукенов предложил запретить слово “инвалид”. Законом!

Поскольку это “дискриминационный термин, вызывающий негативные чувства и ассоциации со страданиями”. Ну хорошо – запретим. А отношение властей к людям с ограниченными возможностями от этого как-то изменится? Малый и средний бизнес в Казахстане сейчас тоже инвалидный. А то, что он именно такой, – и Президент Токаев об этом сказал.

Кстати, лет 10 назад тогдашний глава Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов запретил своим подчиненным использовать слово “бастык” – называть так своих начальников. Потом Алихан Мухамедьевич сам перестал быть бастыком и затерялся где-то в недрах попечительского совета “Казахстанского фонда развития менеджмента”. Не каждому так везет. Ему повезло. Он в свое время наступил на чужие политические грабли. Но только в профиль и в доковидные времена. Всем бы так.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи