Опубликовано: 2500

Раннее развитие: за и против

Раннее развитие: за и против Фото - Нэля САДЫКОВА

Как часто мы мечтаем, чтобы наш ребенок выделялся среди остальных детей своими сверхспособностями. Как можно раньше начал читать, считать, писать, делать то, чего другие дети не могут, оставаясь при этом здоровым.

А когда результат такого интеллектуального форсажа получается прямо противоположным и малыш оказывается неспособным даже к элементарным жизненным навыкам, вопрошаем: “В чем же дело?”. На этот и другие вопросы отвечает сурдопедагог, логопед-дефектолог и клинический психолог из Алматы Наталия ЗАКИРЬЯНОВА.

– Термин “раннее развитие ребенка” в последнее время стал модным. Но надо понимать, что он подразумевает эмоциональный опыт ребенка, воспитание самостоятельности, творчество, а вовсе не раннее интеллектуальное развитие, – начинает разговор Наталия Закирьянова. – Ранним мы считаем возраст от одного года до трех лет. Он связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением (овладение телом), речью и развитием предметной деятельности (занятия с игрушками, использование ложки для еды, чашки для питья и т. д.) То, насколько успешно малыш справляется с этими задачами, и определяет его здоровье и последующее развитие его психики.

Обучаем по возрасту

– Получается, что развитие и обучение – это разные вещи?

– Конечно. И механическое накопление ребенком знаний далеко не всегда соответствует хорошему уровню его развития. Родителей зачастую привлекает то, что, обучая малыша, они могут продемонстрировать родственникам и знакомым, насколько хорошо он знает буквы, цифры, английские слова, умеет читать, считать. Но зачастую потом на вступительном тестировании при приеме в школу узнают, что уровень его развития недостаточен для успешного обучения. Хотя при этом запас знаний вроде бы огромен.

– То есть перед ребенком надо ставить задачи, соответствующие его возрасту?

– Да. Не упуская при этом периода его наивысших возможностей, когда малыш наиболее восприимчив к определенным познаниям. Ведь разные структуры его мозга достигают зрелости в разные периоды роста. Научиться читать грудной младенец никак не может. И если задача, предлагаемая ребенку, опережает уровень развития его мозга на данный момент, происходит энергетическое обкрадывание. А раннее обучение ребенка (до пяти лет) цифрам и буквам в дальнейшем может проявиться в виде эмоциональных отклонений, в склонности его к частым заболеваниям, аллергиям, логоневрозу (заикание), нервным тикам и навязчивым движениям. Бывает, что такой ребенок, на фоне высоких достижений в области литературы или математики “до дыр” зачитывающий энциклопедию, остается беспомощным в быту, не владеет элементарными навыками: не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб…

Всему свое время

– Как вы относитесь к модной нынче ментальной арифметике для детей?

– Как к массированной рекламе. Родители очень любят всякие новшества, хотя не знают, что за этим следует. Ко мне привели однажды такого мальчика пяти лет. Вот если наша обычная система обучения выстроена по принципу – от простого к сложному, то в ментальной арифметике делается упор на то, что ребенок ежедневно, может или не может, обязан автоматически складывать и вычитать в уме огромные числа. А потом, когда он идет в первый класс школы, конечно, он хорошо считает, но при этом бывает, что остальные функции у него не развиты. Например, он не владеет речью, которая в таком возрасте уже должна быть на хорошем уровне. Ведь считать-то его учили молча. К тому же он не может полноценно овладеть знаковой системой букв, а значит, и читать. Неразвитым у него может быть и абстрактное мышление.

– Получается, один отдел головного мозга развивается в ущерб другим?

– Да. И по цепочке, когда одна из функций затухает, это влечет за собой сбой других. Например, если он мало двигается, значит, у него будут проблемы и в речи, поскольку двигательная и речевая зоны головного мозга взаимосвязаны. Или он хорошо считает, но элементарно не может поймать мячик, который я ему бросаю. А в пять лет это уже считается задержкой двигательной функции. И сейчас детей с такими проблемами встречается много.

– А насколько полезно раннее обучение детей иностранным языкам?

– О! Это еще одно модное и небезопасное явление. Сейчас многие родители, например, стараются рано отдать ребенка на обучение английскому или китайскому языку, в то время как у него еще не сформировалась своя родная речь. А если нет базы родного языка, например казахского или русского, тогда и изучение иностранного тоже будет ущербным.

Любой язык имеет свои звуковые особенности. Норма произношения в чужом языке может быть дефектом в родном. Например, межзубное произношение свистящих звуков в английском языке – это норма, а в казахском и русском языках это звучит, как дефект произношения. И раннее обучение иностранному языку может привести к закреплению у ребенка неправильного произношения звуков родной речи. А оно и без того до определенного возраста у детей несовершенно. И если есть проблемы в звукопроизношении родного языка, то изучение иностранного усугубляет их. Погружение в другую языковую среду лучше начинать, когда ребенок уже хорошо овладел своим родным языком, к примеру, в возрасте после 4–5 лет.

Логикой по чувствам

– То есть развивать малыша надо последовательно?

– Да. Например, с самого рождения и до двух лет у него бурно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. А за письменную речь и чтение отвечают другие зоны мозга. Если родители, движимые лучшими побуждениями, начинают преждевременно стимулировать эти зоны, показывая малышу кубики Зайцева, карточки Домана и другие пособия для чтения, то все усилия мозга перераспределяются, и центры восприятия устной речи остаются пассивными.

Поэтому, даже если вы – сторонник сверхраннего обучения, к примеру, чтению, отложите знакомство с буквами до той поры, когда малыш в полном объеме освоит устную речь. Маленький ребенок постигает мир при помощи чувств и фантазии, не анализируя и не раскладывая информацию по полочкам. Ведь в норме у него доминирует правое полушарие, отвечающее за эмоции и интуитивно-образное мышление. Зоны, расположенные в левом полушарии мозга, которые отвечают за развитие логики и абстрактного мышления, в норме формируются существенно позже. К семи годам. Вот положено ребенку до трех лет считать числа в пределах трех, то и не нужно его учить считать до ста или заучивать большие стихотворения. Для каждого возраста характерны свои показатели развития.

– Получается, зря взрослые стремятся как можно раньше научить малыша читать?

– Всю интересную информацию ребенок действительно может почерпнуть из умных книг. Только вот его ум устроен иначе, чем у взрослого. Прочитанная информация должна ложиться на основу сформированных знаний о мире, которых у него пока еще нет. А сформироваться эти знания могут только наглядно-опытным путем. Сам малыш пока не может наложить эмоции на прочитанный им самостоятельно текст. Этот опыт у него только складывается благодаря ежедневному наблюдению за различными социальными, бытовыми и природными явлениями.

Когда сыграем на рояле?

– В моей практике был случай. Ко мне пришла мамочка с семимесячной девочкой и сообщила: “Я бы хотела, чтобы моя дочь в полтора года играла на фортепиано, а в три бегло читала…”.

– Ну а в 6 лет мы бы ее замуж выдали? – с иронией пошутила я. И стала объяснять молодой маме, что у центральной нервной системы ребенка есть свои этапы формирования. И форсировать их нельзя. Когда я начала заниматься с этой малышкой, то выяснилось к тому же, что в свои семь месяцев она немного отстает в физическом развитии. Она даже не могла держать в руках игрушку. Просто мамочка после рождения дочери слишком рано вышла на работу, и нянчить ребенка ей было некогда. Кроме того, она постоянно меняла нянь. А те занимались только присмотром и не были особо заинтересованы в развитии девочки. Они даже не знали, что в семь месяцев с ребенком можно чем-то целенаправленно заниматься.

И вот мы учились с моей подопечной держать игрушку, играли: “дай-дай” – “на”, в прятки – “ку-ку”. Она вытягивала у меня из рук игрушку, искала ее глазами, когда я ее прятала, сосредотачивала на ней свое внимание. Мы изучали также звуки, я стучала по барабану, она реагировала. То есть мы развивали все утраченные функции, которые в семь месяцев у нее должны были быть. И к одному году вышли на норму. Сейчас это уже хорошо развитый и здоровый ребенок.

– Но вначале-то мама пришла к вам с завышенными запросами?

– Сейчас она от них отказалась. А поначалу, видимо, решила, что в развитии ребенка должен был участвовать кто-то другой. Но в том-то и дело, что лучше родителей этого сделать никто не сможет. Лучше маминых поцелуев и объятий, простого общения с малышом ничего нет. Ведь в его развитии первостепенное значение имеют эмоции и самостоятельный исследовательский интерес, а затем уже всякие виды обучения.

Вспомните, раньше дети для своего развития в основном играли на улице: в салки, догонялки, прятки, прыгали через веревочку. Именно в этих играх развивались все функции нервной системы. Прятались – значит, искали, подключали внимание, мышление, память, двигательные функции. А сейчас наши дети больше сидят у телевизоров, за компьютерами, планшетами и смартфонами. У них не развивается моторика движений, отсюда плохо формируется речь и многие другие функции. Поэтому хотела бы напомнить родителям: у малышей на раннем этапе важно пробуждать их творческие способности в играх, рисовании, лепке, танцах, музыке, пении, прослушивании сказок, а не обучать счету и иностранным языкам. Тогда их нервная система будет развиваться наиболее гармонично.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи