Опубликовано: 1707

Ради своего удовольствия

Ради своего удовольствия

Известный в Казахстане джазовый пианист Гоча СИРАДЗЕ и музыкальный обозреватель “Каравана” рассуждают, кому нужен джаз в нашей стране.

Гоча Сирадзе – один из самых ярких музыкантов на казахстанской сцене. В свое время он жил и работал в Ташкенте и Санкт-Петербурге. В Алматы приехал, чтобы играть в популярном джазовом составе Steps с Гаухар Сатаровой. Сейчас у Гочи свой проект, который называется “Джаз-сессия”, исполняющий в большей степени произведения, написанные Сирадзе, и заметно выделяющийся на общем, прямо скажем, бледном фоне отечественного джаза.

Не до жиру…

– Гоча, когда слушаешь джаз, исполняемый казахстанскими музыкантами, складывается впечатление, что мы тут безнадежно застряли в прошлом веке. Практически никаких свежих идей.

– Здесь ничего не происходит, потому что уже нет даже прежней школы. Люди, может, и хотят научиться играть, но негде. Когда сюда приезжают иностранцы, разница между их и нашими музыкантами огромна. Все дело в опыте, в наработках.

Недавно в Алматы на фестивале памяти Тахира Ибрагимова побывал известный музыковед Владимир Фейертаг. Он рассказывал, что в Санкт-Петербурге, где он живет, очень много джазовых клубов, где собираются музыканты. Они постоянно играют, общаются. У них есть благодарная публика. Фейертаг так тогда и сказал: “Я вам желаю этого же”. Ведь в Алматы ни одного джаз-клуба уже нет. Это же просто смешно! В Бишкеке и то с этим лучше. Мы общались с киргизскими музыкантами. По их словам, до известных событий им постоянно предлагали работу, и они даже могли себе позволить выбирать, что им интересно, а что нет. А в Алматы куда музыкантов позовут, туда они и идут, порой перешагивая через себя и играя совсем не то, что хочется.

– На минувшем джазовом фестивале ты наверняка общался и с зарубежными музыкантами…

– Да. Мне очень понравились немецкая группа Max.bab и турецкий коллектив Ондера Фоджана. Мы играли с ними на джем-сейшнах. И, скажу тебе, с ними очень комфортно играть. Они профессионалы.

Но все почему? Турецкий барабанщик рассказывал нашему Сергею Каргаполову, что само государство приглашало очень именитых музыкантов из Европы и Америки, чтобы они обучали местных исполнителей. Кроме того, молодежь отправляли на стажировку в США. То есть виден серьезный подход. И этот турок говорил, по сколько часов в день он занимался. То есть такого, как у нас, там нет: “Я хочу тут немного джазик поиграть”…

Приглашают только иностранцы

– Очевидно, что среди казахстанских джазовых проектов “Джаз-сессия” является одним из самых ярких. Где можно послушать ваш коллектив?

– Практически нигде. Мы вместе играем очень редко. Вот сейчас подготовили программу специально для фестиваля. И надо отдать должное его директору Тагиру Зарипову, поскольку благодаря ему у нас хоть что-то в этом направлении делается, а у музыкантов появляется маломальский интерес творить.

– То есть не было бы фестиваля, “Джаз-сессия” и не существовала бы?

– Наверное, да. Каждый занимался бы своим делом. Вообще, все, что мы делаем в рамках “Джаз-сессии”, мы делаем для себя. Играем ради удовольствия, потому что нам не платят за это.

– Что, совсем нигде вас нельзя услышать?

– Ну разве что очень редко на корпоративных мероприятиях. И там, естественно, мы играем не какой-то “суровый” джаз, как на фестивале. Скорей это поп-джаз. И самое интересное, что приглашают нас, как правило, иностранцы. Для них это нормальная музыка, которая слух не режет. Мы, возможно, и играли бы где-то еще, если бы у нас в городе были клубы.

– А может, и не нужны нам тут эти джазовые клубы?

– Может… Хотя джаз – это такой же пласт мировой культуры, как классика. Но странно, что для него у нас места не находится.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Загрузка...