Опубликовано: 3700

Психиатрия без грима

Психиатрия без грима Фото - Олег ГУБАЙДУЛИН

На дворе осень – пора обострений у пациентов психиатрических клиник, и, надо признать, большинство граждан реагируют на эту категорию

больных, мягко говоря, неадекватно: их попросту боятся.

Какие изменения в сфере психиатрии планируются в ближайшее время, действительно ли психически больные представляют угрозу для других людей, какие заболевания наиболее опасны для окружающих и кто такие педофилы? На эти и другие вопросы отвечают главный внештатный психиатр-нарколог министерства здравоохранения и социального развития, доктор медицинских наук, профессор, директор РГП на ПХВ “Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии” МЗСР РК Сагат АЛТЫНБЕКОВ и главный внештатный психиатр (специалист по суицидологии) министерства здравоохранения и социального развития, кандидат медицинских наук, заместитель директора РГП на ПХВ “Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии” МЗСР РК Николай НЕГАЙ.

Не надо вешать ярлыки на больных людей

– Сагат Абылкаирович, недавно СМИ сообщили о побеге больного из психиатрической клиники, к его розыску была подключена полиция. Что вы об этом скажете?

– Эта ситуация говорит о крайне предвзятом отношении к психическим больным, на них вешают ярлыки и нарушают их права, что недопустимо в светском обществе.

Один из пациентов с психическими расстройствами находился на лечении в клинике Алматы, а второй – в Акмолинской области. Причем лечились они добровольно! Кодекс РК “О здоровье народа и системе здравоохранения” говорит, что они имеют право в любой момент прервать лечение. Подали бы письменное заявление руководству клиники о том, что хотят уйти домой, медработники поставили бы в известность их родственников – и всё. Но, к сожалению, из-за негативного отношения населения, в том числе ряда чиновников и даже медиков, больные уже просто никому не верят. Поэтому они и ушли, никого об этом не предупредив. Чтобы с ними ничего не случилось, медработники проинформировали полицию.

К сожалению, в этом случае права пациентов оказались нарушены.

Широкой огласке предали не только их персональные данные, но и размножили фото с пояснением, что они находились на лечении в психиатрической клинике! Подобное недопустимо как с правовой точки зрения, так и с этической.

Сагат Алтынбеков

                                                   Сагат Алтынбеков

Систему надо менять!

– Что же поможет исправить ситуацию?

– Психические расстройства широко распространены во всем мире, 75 процентов населения хотя бы раз в жизни, но переносили депрессию, тревожность, страхи и т. д. Поэтому надо изменить систему оказания помощи в области психического здоровья. Но у нас имеются препоны, доставшиеся нам в наследство от прошлого.

– Например?

– Помощь больным оказывают только в психиатрических клиниках, а пациенты не хотят туда обращаться из-за боязни, что на них навешают ярлык “псих”. Поэтому многие попадают к специалистам с опозданием, когда болезнь уже превратилась в хроническую и трудно поддается лечению. В итоге мы теряем полноценного трудоспособного гражданина страны.

Некоторые специалисты зачастую не знают, как оказать помощь таким больным, или боятся направить их к психиатру. К тому же у нас не хватает врачей-психиатров и психотерапевтов.

Но министерство здравоохранения и социального развития предпринимает серьезные шаги по развитию данной службы. Основные – объединение специальностей врача-психиатра с врачом-наркологом. Раньше, до конца 70-х годов прошлого века, это была единая специальность.

Поэтому объединение наркологических и психиатрических организаций позволит создать центры психического здоровья на республиканском и региональных уровнях. Тогда пациент сможет получить помощь психиатра-нарколога в любой поликлинике. Сегодня это уже происходит в Павлодаре, Семее, Караганде и Кызылорде. Но пока в пилотном режиме. Конечно, развитие службы потребует времени, но мы надеемся решить все задачи к 2019 году.

Мероприятия по развитию службы в апреле 2016 года заслушала вице-премьер Дарига НАЗАРБАЕВА, и они получили полное одобрение. В настоящее время их испонение находится на личном контроле у министра здравоохранения и социального развития Тамары ДУЙСЕНОВОЙ.

Николай Негай

                                                  Николай Негай

Не всякий, кто насилует детей, – педофил

– Николай Анатольевич, правда, что одного педофила уже кастрировали?

– Такой информацией мы не владеем. Вряд ли такое могло быть, так как закон вступает в силу лишь с 1 января 2018 года.

– Какова процедура?

– Сначала в местах лишения свободы проводят судебно-психиатрическую экспертизу, и если осужденного признают больным педофилией, то решение о принудительной кастрации примет суд. Затем, после освобождения из мест заключения, пациент должен будет обратиться в соответствующую медицинскую клинику, и там врачебно-консультационная комиссия решит, какой препарат следует применить. Обычно это инъекция, она действует от одного дня до одного месяца. Инъекции делают в течение всей его жизни. Препараты подавляют мужские гормоны и снижают сексуальное влечение. Но беда в том, что мысли об изнасиловании появляются в голове.

– Педофилы нападают на девочек или мальчиков?

– И на тех, и на других, а некоторым насильникам вообще безразлично, кто перед ними.

– Все, кто насилует детей, – педофилы?

– Нет. Согласно мировым исследованиям, из общего числа тех, кто отбывает наказание за изнасилования несовершеннолетних, педофилов – меньше 10 процентов.

– Тогда остальные 90 процентов – они кто?

– Ими могут быть, например, больные олигофренией (умственная отсталость) или шизофренией. У них также проявляются собственные патологические сексуальные фантазии. Если они их не реализуют, то не могут нормально жить и работать. Мотивация здесь такая: больной не может вступить в сексуальные отношения с взрослыми женщинами и поэтому нападает на детей. Те ведь слабее и не могут дать отпор насильнику. Но есть и другой механизм подобных расстройств – бредовый. Больной совершает насилие над детьми под влиянием голосов в его голове. Их признают невменяемыми и содержат в специализированных клиниках закрытого типа.

Немало насильников кидаются на несовершеннолетних под влиянием алкоголя, а потом они даже не помнят, что натворили.

Опасны менее одного процента

– Сколько всего человек с психическими отклонениями состоит на учете в Казахстане, и в частности в Алматы?

– В 2014 году в республике было 193 648 человек, а в Алматы – 11 189 человек, в 2015 году в республике – 193 936, а в Алматы – 10 927. За 2016 год итогового количества еще нет.

– В каких регионах РК число психически больных людей в 2015 году было наибольшим?

– На первом месте Южно-Казахстанская область – 29 505 человек, затем Карагандинская – 23 323, Восточно-Казахстанская – 21 025, Алматинская – 18 200 и Костанайская – 15 021.

– Сколько из них представляют опасность для окружающих?

– Согласно исследованиям, менее одного процента. Причем большая часть от этого процента, которые уже совершили какое-либо правонарушение, находятся в Республиканской психиатрической больнице специализированного типа на 860 коек. Сейчас там около 800 пациентов, больница охраняется сотрудниками органов внутренних дел.

– Какие психические заболевания могут спровоцировать больного на преступление?

– Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз или органические расстройства. Но даже эти заболевания дают совсем мизерный процент преступлений. Подавляющее большинство психически больных людей по сравнению с так называемыми нормальными очень честные и порядочные. У нас имеется опыт изучения проживания таких пациентов в многоквартирном доме. Так вот, их соседи даже доверяли психически больным людям деньги, чтобы те оплачивали им коммунальные услуги. И никто из пациентов никогда не взял себе ни одного тенге!

Действительно, размышляя о той потенциальной опасности, которую психически больные люди якобы представляют для окружающих, никто почему-то не задумывается над тем, что львиную долю преступлений совершают как раз здоровые граждане!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи