Опубликовано: 2339

Проклятие третьего Золотого человека

Проклятие третьего Золотого человека

Жители Восточного Казахстана считают, что после раскопок чиликтинского Золотого человека в 2003 году на их регион обрушилось проклятие аруахов.Чтобы загладить свою вину перед духами предков, сельчане хотят предать земле останки сакского царя, извлеченного из кургана.

Долгих пять лет понадобилось жителям села Чиликты Зайсанского района, чтобы беспрецедентное решение о перезахоронении ископаемых останков древнего человека было принято Комитетом по культуре Министерства информации и культуры Казахстана.

– Примерно с 2008 года в наших селах стали рождаться дети с различными отклонениями, погибал скот, а наводнения и обильные снегопады случались все чаще, – рассказывает один из жителей села Чиликты Айдын ЕГЕУБАЕВ. – Аксакалы связали все эти катаклизмы с тем, что после извлечения мумии сакского царя и богатого убранства его саркофага большинство предметов, а также частично кости животных, предметы обихода остались лежать в раскопанном кургане. Многое растащили любопытствующие, дети... К тому же никто не может ручаться: от чего в свое время погиб или умер этот царь? Может быть, при вскрытии захоронения на свет божий вместе с ним вышли и другие напасти?

Антрополог, старший научный сотрудник Института этнологии и истории имени Ч. Валиханова Айнагуль ИСМАГУЛОВА считает, что перезахоронение – случай из ряда вон выходящий, и ей бы не хотелось, чтобы это стало повсеместным явлением в Казахстане:

На такой шаг ученые пошли для того, чтобы успокоить сельчан, хотя, если рассудить здраво, вряд ли все эти природные катаклизмы и болезни связаны с раскопками. Если мы станем закапывать все свои находки, то будущим поколениям исследователей просто не на чем будет изучать прошлое.

Почетный житель Зайсанского района Советхан ГАББАСОВ высказал свое мнение: современным археологам стоит подумать, извлекая на свет божий те или иные артефакты, как же дальше будут охраняться эти памятники нашей истории и археологии:

– Такие сохранившиеся курганы могут стать настоящими музеями, кладовыми знаний для будущих поколений, а у нас получается: золото и украшения изъяли, а все остальное, в том числе и кости, бросили...

Сам же исследователь кургана в Чиликты профессор Абдеш ТОЛЕУБАЕВ считает, что все необходимое со своей стороны археологи сделали, остальное – за государством, которое обязано законсервировать курганы либо создать музей:

После исследования костных останков мы должны их предать земле. Этот вопрос поднимался давно. Правда, мы думали делать это в рамках музеефикации Чиликтинского некрополя. Но вопрос затягивается, поэтому перезахоронение правильно с точки зрения морали. Другой вопрос: по каким обычаям? Ведь этот древний человек жил более 15 веков назад! Что касается проклятий – то все это выдумки! Другое дело, что надо вовремя восстановить эти курганы, однако все упирается в финансирование.

В субботу, 29 июня, инициативная группа из села Чиликты заберет останки древнего сакского царя из Института этнологии и истории имени Ч. Валиханова. И уже 30 июня предаст земле в том самом кургане, который был потревожен 10 лет назад.


Загрузка...