Опубликовано: 3145

Проект века – любой ценой?

Проект века – любой ценой?

Странное впечатление производит строительство трансконтинентальной трассы Западная Европа – Западный Китай. С одной стороны, в Жамбылской области работы идут с опережением графика. С другой – незаконная добыча полезных ископаемых ведется тут в крупных масштабах.На днях работники ТОО “Казахдорстрой” завершили реконструкцию главной части своего 40-километрового участка – так называемого “прямого хода” для

автомобилей. Осталось завершить строительство съездов и развязки, установить знаки, сделать дорожные разметки. Участок планируется открыть для транспортного движения уже через месяц, а все работы завершить осенью этого года.

– Компания может выполнить свои обязательства с опережением графика, – говорит директор областного департамента автомобильных дорог Комитета Министерства транспорта и коммуникаций РК Улан АЛИПОВ.

Всего в этом году в регионе планируется сдать в эксплуатацию 185 километров дороги и освоить 41 миллиард тенге.

После нас – хоть потоп?

Ход выполнения проекта в Жамбылской области можно было бы назвать успешным, если бы не страсти вокруг незаконной добычи песка и суглинка на карьерах. “Караван” не раз поднимал эту тему, но, как оказалось, некоторые подрядчики по-прежнему занимаются добычей полезных ископаемых вопреки законодательству. Причем мнения чиновников порой кардинально расходятся. К примеру, Шу-Таласский департамент экологии за варварский метод разработки недр вынес штрафы в адрес строительных компаний, самый крупный из которых – 1 миллиард 150 миллионов тенге.

– Если прибыль подрядчика уйдет на уплату штрафов, то кто здесь будет работать? – возмутился в ходе совещания в Таразе заместитель председателя комитета партийного контроля НДП “Нур Отан” Нурлан БАЙМУРЗАЕВ. – Грунт, добытый с этих карьеров, был использован для дороги, по которой мы будем ездить.

Но можно ли ради проекта века и прибыли инвесторов закрывать глаза на нарушение законодательства?

Начальник департамента экологии Орман АККОЗИЕВ справедливо отметил, что от подрядчиков на вывоз песка, суглинка и гравия поступило заявок с 37 карьеров, а на рекультивацию использованной земли – ни одного проекта! То есть что останется после вывоза материалов, недропользователей особо не волнует. В прошлом году, например, в Жуалынском районе сразу три карьера, площадь которых составляет от 15 до 40 гектаров, брошены местной строительной компанией на произвол судьбы. В данном случае не может быть никакой речи о рекультивации земель, поскольку карьеры не входят в перечень официально разрабатываемых – то есть использовались незаконно.

Между тем, по мнению экологов, разработка карьеров строго регламентирована законодательными актами, это многоэтапный процесс, включающий после окончания работ рекультивацию земель и другие восстановительные работы. Но многие руководители строительных компаний зачастую даже не знают, какую ответственность несут в случае нарушений законодательства.

Получается, что чиновники оказались по две стороны лагеря: одним нужно во что бы то ни стало сдать раньше сроков проект века, другим – защитить при строительстве недра земли.

Золотая середина пока так и не найдена.


Загрузка...