Опубликовано: 1740

Продавец без хлеба не останется

Продавец без хлеба не останется

Парадокс: одни жалуются на то, что невозможно в стране найти специалистов, другие – на то, что трудно найти работу. Почему эти люди не находят друг друга?

Есть ли идеальные сотрудники и как убедить работодателя в том, что ты – лучший?
Об этом мы беседовали с директором одного из рекрутинговых агентств Людмилой БЕЛОВОЙ.

– Людмила, недавно вы представили свое исследование рынка труда в Казахстане. Как бы вы охарактеризовали основные тренды?

– Дефицит квалифицированного персонала, низкий уровень квалификации молодых специалистов, завышенные зарплатные ожидания, высокая молодежная безработица. Если все это сложить, то ситуация выглядит так: рынок труда омолаживается, но молодой персонал не становится квалифицированнее. Несмотря на все современные технологии, люди как специалисты не растут.

Не хватает классных специалистов, которые могут сразу взяться за работу без дополнительного обучения, и работодатель вынужден их доучивать на месте. С узкоспециализированными специалистами вообще беда...

– В ваших словах есть противоречие: работодателям нужен квалифицированный специалист, но никто не хочет его обучать. Кто же тогда работает?

– Реальность сейчас поворачивает казахстанских работодателей лицом к действительности. Мы наблюдаем такой тренд: раньше работодатели тестировали кандидатов, выявляя их профессиональный уровень. Но все сталкивались с одной проблемой: таких классных специалистов, которых ищет работодатель, очень мало.

Уже стало ясно – профессиональное обучение обходится дешевле, чем наем готового спеца. И сейчас кандидата оценивают по его потенциалу. Если у человека большой потенциал – то он будет привлекательным для работодателя. Эти качества ценны, и в него готовы вкладывать через профессиональное обучение.

– Какие специалисты сегодня востребованы?

– По нашим данным, сейчас больше всего не хватает специалистов IT и телекоммуникаций, бухгалтеров, административных сотрудников, маркетологов и технических специалистов. Эти специальности занимают 40 процентов позиций.

Но самый большой дефицит – на продавцов, в широком смысле этого слова. Сейчас в Казахстане самые важные люди – те, которые продвигают товар на рынок. В условиях жесткой конкуренции продвижению – а значит, продавцам – уделяется самое большое внимание!

Это, кстати, подчеркивается и их доходами. Многие эксперты хватаются за голову, твердя, что нам не хватает технических специалистов. Но если инженер пойдет работать по специальности на стройку, то он будет зарабатывать гораздо меньше, чем его однокашник, который продает стройматериалы. Словом, продавец без куска хлеба с маслом не останется.

Желание развиваться – уже ценность

– Что такое идеальный работник с точки зрения работодателя?

– Человек, у которого желание работать соответствует той зарплате, которую он получает. При этом его желание подкреплено действиями. Сейчас очень не хватает людей, нацеленных на результат. Это те вещи, которые не дают в школе или институте. Как поставить свою цель в жизни? Что нужно делать, чтобы ее добиться? Многие даже не задают себе эти вопросы.

Кроме того, у человека должна быть готовность брать на себя определенные должностные обязанности, не всегда с дополнительной оплатой. Это очень ценное качество.

– Какие навыки нужны современному работнику прежде всего?

– Уверенное пользование офисным пакетом – MS Word, Excel, PowerPoint. Навыки деловой переписки. Электронная почта используется повсеместно. Навыки поиска информации в Интернете. Требуются базовые навыки ведения телефонных переговоров, базовое понимание английского языка. Если это есть, то кандидату будет проще найти работу, освоиться и говорить о каком-то карьерном росте.

Думают не о работе, а о дипломе

– Есть две категории работников, которых выделяет статистика по безработице. Это молодежь, особенно выпускники вузов, и женщины среднего и старшего возраста. Почему, по вашему мнению, такая безработица среди выпускников?

– Мне кажется, их не особо ориентируют на дальнейшее трудоустройство. Все говорят: тебе надо хорошо учиться и получить диплом. Но ничего не говорят о том, что это нужно для того, чтобы потом найти хорошую работу.

У нас так сложилось, что человек обязан иметь диплом. А то и два, и три. Но что с ними делать, он не представляет. В той же Европе немного людей учатся в колледжах. Большая часть идет работать. Там нет культа высшего образования. Каким трудом человек добивается обеспеченности – не важно.

С другой стороны, у молодых людей часто вообще нет желания работать.

Житейская мудрость стоит денег

– Сейчас много говорят и о проблемах с трудоустройством женщин 40–50 лет…

– Сейчас я, наверное, скажу крамолу. Наши женщины безынициативны. Вы знаете, сколько сейчас мам, готовых отдать ребенка, чтобы с ним чем-то позанимались? И как сложно найти человека, готового это сделать. Почему бы вам не стать таким человеком?

Кто сказал, что в 40 лет все закончилось? Все только начинается! У тебя гораздо больше свободного времени, чтобы получить, скажем, дополнительное образование – в этом нет ничего зазорного. Дети выросли, можно начать реализовывать свою мечту. Начать делать то, что умеешь лучше всего, и этим заниматься. Для Казахстана малый бизнес – это спасение.

Я смотрю вокруг и с удивлением вижу много женщин, которые начали зарабатывать для себя. Они что-то делают своими руками. Так, огромное количество женщин стали заниматься цветоводством, превращая увлечение в бизнес.

40-летняя женщина также может быть и ценным кадром. Почему? Ее дети уже достаточно взрослые, значит, она не особенно отвлекается на них. У нее есть опыт. И житейская мудрость, которая, как это для нас ни странно, тоже стоит денег. Любой человек в этом возрасте начинает ценить то, что он умеет. И мне кажется, что женщины должны проявлять большую активность и не думать, что если у нее в этот момент произошло какое-то изменение ее трудового статуса, то все потеряно.

За сервисом – будущее

– Вы упомянули про дефицит технических специалистов. Как это можно использовать для развития своего бизнеса?

– У нас в стране огромное количество сфер приложения талантов для технарей. Я глубоко убеждена, что технические специальности – это профессии будущего. Это сервис. Эта сфера деятельности только начинает развиваться. А любое обслуживание требует технической поддержки. Сейчас многие компании свою непрофильную работу передают на аутсорсинг сторонним предприятиям. Зачем, к примеру, держать постоянного электрика, когда можно заключить договор и вызывать специалиста по необходимости? А он таким образом обслуживает несколько компаний.

Это еще одна возможность создать свой бизнес, и главное – по специальности.

Такой потенциал есть в большинстве секторов экономики: в добыче нефти и газа, угля и руды, транспорте, телекоммуникациях, ЖКХ, торговле. Я думаю, что мы сейчас движемся в сторону создания сервисных бюро.

– Как вы оцениваете работу программ занятости населения?

– Мне кажется, вся эта работа упирается в вопрос: а кто на самом деле нужен? У госорганов нет аналитики. Если вы посмотрите на специальности, которые предлагают центры занятости, то будет видно, что они совершенно не отражают потребностей рынка. Это чаще всего низкоквалифицированные работники: дворники, разнорабочие. На них всегда будет спрос. Но я не думаю, что государству нужно выделять деньги, чтобы замещать именно эту часть. Программы занятости должны помочь работникам стать более квалифицированными.

Людей, которые копают траншеи, всегда будет требоваться больше, чем инженеров. Но это не значит, что все ресурсы надо направить на обучение людей копанию траншей. К сожалению, все, что делают в наших центрах занятости, не способствует реальному трудоустройству.


Загрузка...