Опубликовано: 3607

Проблемы инвалидов. Доступная среда вне зоны доступа

Проблемы инвалидов. Доступная среда вне зоны доступа

В Казахстане 5 августа стартовала  акция “Доступная среда”.  Ее задача – выяснить, насколько социальные объекты доступны для людей, прикованных к инвалидной коляске. Попросту, оборудуются ли эти учреждения пандусами, дверями без порогов, удобными перилами и пр.

На создание доступной среды для инвалидов в Казахстане выделяют миллионы тенге, разрабатываются государственные программы, делаются заявления с высоких трибун. На местах власти тоже двумя руками за права инвалидов. Но дальше слов дело не идет. В Южном Казахстане в 2014 году планировали адаптировать  926 объектов (по Шымкенту – 188). По данным  департамента контроля и социальной защиты, готовы и соответствуют нормативам лишь четыре объекта, из них в  Шымкенте – 3. Выполнены, но не соответствуют нормативам (то есть брак) 28 объектов –  включая  9 в областном центре. Числятся готовыми, но по факту просто отсутствуют 19 объектов, из них в  Шымкенте – 11. В других местах работы не проводились. Результаты, как говорится, налицо.

В перечне объектов по Шымкенту и области преобладают школы. Это и на сайте Минтруда показано. По данным  исполняющего обязанности руководителя департамента контроля и соцзащиты Торехана ДАУТОВА, список объектов для адаптации составлен управлением координации занятости и социальных программ и утвержден акимами городов и районов. Но возникает вопрос: надо ли в таких масштабах адаптировать школы? Ведь по Закону “О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями” дети-колясочники должны обучаться на дому. В регионе лишь две школы   обсуждают  (и то весьма робко) вопрос введения экспериментальных классов с совместным обучением детей с инвалидностью.  То есть, не вникая в суть дела,  включили в список оптом все школы? При этом практически нет зданий РОВД, прокуратуры, судов, поликлиник, больниц, объектов социальной защиты (собес Шымкента вообще не адаптирован для инвалидов). Для сравнения: в соседних Жамбылской, Кызылординской и других областях в перечне прежде всего акиматы, органы соцзащиты, больницы и поликлиники. Лишь на сайте Южно-Казахстанской области список почти полностью состоит из школ. Почему к адаптации не предусмотрены больницы, органы местной власти? Они что, все оборудованы для инвалидных колясок? Или посещение этих учреждений неактуально  для  инвалидов?

Другой момент: в список включен ряд коммерческих объектов (аптеки, нотариальные конторы). Расходы на их адаптацию предусмотрены программой “Дорожная карта”. Уже предварительное знакомство с темой показало, что со стороны исполнительных органов имеет место командно-административный подход к делу. Они должны были  проинформировать объекты бизнеса, что есть возможность по госпрограмме получить средства для организации доступа лицам с ограниченными возможностями. Так государство заботится и о расширении их бизнеса, и дает инвалидам  возможность пользоваться услугами. Вместо этого субъектам бизнеса однозначно предписывается провести у себя адаптацию с привлечением госсредств. Такие действия вполне можно рассматривать как вмешательство в хозяйственную деятельность, в то же время появляется почва для коррупционных нарушений. В общем, может, оно и к лучшему, что программа адаптации в Южно-Казахстанской области практически провалена?

Шымкент

Загрузка...