Опубликовано: 1700

Про коров, урожай и кошек

Про коров, урожай и кошек Фото - Тахир САСЫКОВ

Не только у страха глаза велики. У незнания тоже ого-го какие! Особенно если грамотно вскипятить непросвещенные мозги. Как в случае с Земельным кодексом. Казалось бы, чего проще – зашел в Интернет, нашел там зарубежные компании – читай, какой продукт и как они производят на земле Казахстана, какие налоги платят, сколько новых рабочих мест создали для граждан. Делов-то! Но нет. Истерика в стиле “Шеф, все пропало!”

сегодня в моде.

Голодные войны

Земель сельхозназначения сегодня в отечестве более 100 миллионов гектаров. В аренде у иностранцев – всего 65 тысяч гектаров. С ходу нашел одного “оккупанта”. Global beef KZ – совместный с американцами проект по выращиванию племенного скота, нацеленный на экспорт продукции (по итогам 2015 года – более 200 тонн. Прежде всего в Россию). Активы: откормочная площадка на 10 тысяч голов, 3 тысячи коров маточного поголовья. В аренде более 13 тысяч гектаров пашни и более 140 тысяч – пастбища в нескольких областях.

Скажете, цифры не бьются с указанными выше? Отвечаю: во-первых, это совместное предприятие. Так что земля – за нашими числится, а не за “варягами”. Во-вторых, работники “глобальной говядины”, в отличие от ура-патриотов, похоже, не против, чтобы компания расширялась. Тогда и рабочих мест будет больше. Соответственно прибыль и зарплаты. К слову, Global beef KZ едва ли не первой завезла в Казахстан чистопородных племенных абердинов-ангусов и герефордов.

Много ли отечественных фермеров и крестьянских хозяйств могут позволить себе сегодня такое удовольствие после девальвации тенге? Своих денег у них кот наплакал. Реализация таких масштабных проектов по силам только крупным инвесторам. Практика показывает, что окупаемость средств, вложенных в агросектор, составляет минимум 15 лет, а “извлечение прибыли и дальнейшее развитие производства в некоторых случаях требуют еще более длительных сроков”.

Справка “КАРАВАНА”

По мнению зарубежных инвесторов, сегодня наиболее привлекательным сектором для вложения средств в экономику Казахстана выглядит нефтегазовая отрасль (30 процентов видят для себя здесь лучшие перспективы). Далее следуют горнодобывающая и металлургическая (23 процента). Агропром собрал всего 14 процентов “лайков”.

Многие инвесторы считают, что вложения в производство чистой органической продукции в Казахстане могут оправдаться только через 10–15 лет. И только при низкой химизации земель и высокой платежеспособности близлежащих рынков.

В конце прошлого года в стране было принято несколько госактов, поддерживающих производство органически чистых плодов и контроль за их качеством. Разумно. Как выглядит этот самый контроль – пока не ясно. Ясно только, что отслеживать ситуацию на полях и фермах необходимо. Хотя бы для того, чтобы успокоить некоторые горячие головы. Европейцы сельхозмельдониев не применяют (технологии не позволяют). Возможно, за другими гостями нужен глаз да глаз?

Зарубежные инвесторы в один голос утверждают: в Казахстане можно выращивать “чистые продукты”. Тем более что спрос на еду в мире вообще растет – ввиду глобального потепления и роста локальных конфликтов. Да и вообще из-за роста населения планеты.

Согласно данным ООН, “мировой сельскохозяйственный потенциал истощается”. Поэтому “к 2050 году всем странам необходимо будет производить продовольствия на 60 процентов больше. Иначе “голодные войны” могут разрушить даже процветающие государства”.

Условия успешного “меню”

Зарубежные инвесторы, планирующие вложить свои деньги в сельское хозяйство Казахстана, понимают, что наша республика “может сыграть достаточно важную роль в стабилизации и улучшении продовольственной ситуации в мире”. Но для этого местным властям нужно сделать несколько шагов. Прежде всего, это повышение квалификации кадров, улучшение транспортной инфраструктуры и логистики, прозрачность нормативно-правовой среды, снижение вмешательства госорганов в бизнес-процессы и предсказуемость их решений, государственные гарантии безопасности инвестиций, смягчение требований “местного содержания”. Поскольку в разных климатических регионах они выглядят разнообразно и даже непредсказуемо, что мешает реализации проектов.

Что отмечают у нас позитивного? “Политическая стабильность в государстве, обновленные законы, снижающие инвестиционные риски, достаточно высокий инновационный потенциал регионов, реализация на государственном уровне нескольких проектов в агросекторе и их поддержка, понятность налогообложения, ограничение административного контроля, готовность местных специалистов работать в новых условиях” и ряд других факторов.

Всего-то, оказывается, надо не мешать тем, кто готов вкладывать свои деньги в развитие сельского хозяйства Казахстана. Пролистал список меморандумов и рамочных соглашений по вероятным СП в сельском хозяйстве с зарубежными партнерами за последние три года. Более сотни позиций с представителями трех десятков стран. Процент реализованных проектов удручает. Похоже, все упирается в земельный вопрос.

Справка “КАРАВАНА”

Больше всего земли в Казахстане арендуют россияне – почти 11 тысяч гектаров. Следом с кратным отрывом китайцы, арабы, турки, немцы. Остальных можно не указывать – их участки составляют менее 5 гектаров.

Кстати. Самые ярые критики Земельного кодекса пугают сограждан наплывом чуть ли не миллиона китайских гастарбайтеров, которые начнут окучивать наделы, арендованные китайскими же агрохолдингами. Хотелось бы напомнить: трудовая деятельность иностранных работников в Казахстане регулируется постановлением правительства РК – им установлена квота на максимальное количество импортных рабочих рук, приезжающих к нам на заработки. В прошлом году эта квота была освоена всего на 50 процентов. Причем аграриями из этих “понаехавших” стали всего 2 054 трудяги.

Ну и последнее. Может, прав был китайский лидер Дэн Сяопин, сказавший однажды: “Не важно, какого цвета кошка. Лишь бы она ловила мышей”.

Нам что важнее: тучная нива или гектары, заросшие бурьяном?

Жандарбек АКТОТАЕВ, Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи