Опубликовано: 1145

Повелитель "Оскара"

82-я церемония вручения призов Американской академии киноискусства завершилась полной победой “Повелителя бури”. При равном с “Аватаром” количестве номинаций – по девять – фильм Кэтрин Бигелоу первенствовал в шести, оставив картине Джеймса Кэмерона только три статуэтки, причем во второстепенных категориях.

Мистер Мартин и мистер Болдуин

На этой церемонии было много как традиционного – проход по красной дорожке перед кинотеатром “Кодак” в Лос-Анджелесе, принцип рассадки гостей в зале, воспоминания о кинематографистах, ушедших из жизни в прошлом году, так и нового. Например, впервые за долгое время каждую из песен-номинанток не исполняли вживую прямо на сцене (в этой категории “Оскар” ушел композиции The Weary Kind из ленты “Сумасшедшее сердце”), фильмов-номинантов на главную награду было не пять, а десять, как в 1943 году, когда победу праздновала “Касабланка”. Плюс вернулся парный конферанс, которого на “Оскаре” не было с 1980-х.

Ведущими были выбраны два популярных актера – Стив Мартин и Алек Болдуин. Словно продолжая традицию “Оскара”-2009, когда ведущий Хью Джекман пел, танцевал, пародировал, и в этот раз действо началось с номера мюзикла, после чего Мартин и Болдуин в сопровождении девиц в перьях спустились на сцену с многометровой высоты. Явно переживавшая за коллег Мерил Стрип (с обоими она играла в недавней комедийной мелодраме “Простые сложности”) от испуга схватилась за лицо, но Стива и Алека страховка не подвела.

Для начала шутливо пройдясь друг по другу, ведущие взялись за коллег. Одной из первых досталось как раз Стрип. Болдуин: “Как бы ни голосовали 6 тысяч членов академии, в номинации всегда будет Мерил Стрип. Для нее это уже шестнадцатая номинация, она рекордсменка!”. Мартин: “Я предпочитаю думать, что у нее больше всех поражений!”. И это правда – в 16 попытках Стрип заработала только два “Оскара”.

В следующий раз зал взорвался хохотом, когда Стивен и Алек перешли к Кристофу Вальцу, номинировавшемуся за свою блистательную роль в “Бесславных ублюдках”: “В фильме Тарантино Вальц сыграл эсэсовца, помешанного на поиске и поимке евреев. Так оглянись вокруг! Ты нашел то, что искал!”. Публика острую и не вполне политкорректную шутку оценила по достоинству.

К сожалению, это был самый яркий момент в конферансе Мартина и Болдуина – в дальнейшем они появлялись на сцене все реже и реже.

Капитан Тарантино

Первым “Оскар” в этот вечер получил немец Вальц. Его победа была абсолютно предсказуема, поэтому, когда Пенелопа Крус вышла на сцену с конвертом в руках, мало кто сомневался, чье имя находится внутри. Испанская лауреатка прошлого года не стала долго тянуть с объявлением и, вскрыв конверт, вызвала Кристофа на сцену.

Похоже, и сам Вальц был готов к такому повороту событий, потому что его речь экспромтом не назовешь. Выступление Вальца было наполнено образами и метафорами. Он сравнил Квентина Тарантино с капитаном корабля, съемочную группу – с командой, которая отправляется в интересную экспедицию, а себя – с исследователем, сделавшим правильный выбор. В итоге маршрут привел к оскаровской сцене и позолоченной статуэтке для Вальца. И только для него – потому что других наград “Бесславные ублюдки” не получили, уступив еще в семи номинациях.

Вверх, к “Оскару”

Вслед за Вальцем статуэтку вручили создателям лучшего полнометражного мультфильма года. В этой номинации победителя объявляли Кэмерон Диас и комик Стив Кэрелл, нашим зрителям знакомый по комедии “Эван всемогущий” и сериалу “Офис”. Тут неожиданностей также не произошло – мультфильм “Вверх” получил, в общем-то, заслуженную награду, вновь подтвердив лидерство студии Pixar среди аниматоров.

Аналогичный приз среди короткометражных мультиков получила выполненная в необычной технике картина “Логорама”.

Поднатужились

Свой первый из шести “Оскаров” фильм “Повелитель бури” взял в номинации “Лучший оригинальный сценарий”. С этой категорией большие надежды наверняка связывал Тарантино, однако вместо него и братьев Коэнов, написавших сценарий для своей картины “Серьезный человек”, академики предпочли Марка Боала.

Представляли номинацию актер Роберт Дауни-младший и сценаристка знаменитого шоу Saturday Night Live, а также сериала “30 потрясений” Тина Фей, которая тоже играет в кино и на ТВ, но в данном случае она отстаивала интересы своей основной профессии. Вместе пара устроила презабавную перепалку на тему противостояния актеров и сценаристов. Дауни-младший, облаченный в смокинг со щегольской голубой бабочкой и в очках со стеклами того же цвета, играл оскорбленного гения, страдающего от примитивности прописанных диалогов, а от Фей досталось вечно забывающим текст актерам. В итоге пикировка завершилась провокационной шуткой Роберта о том, что взаимоотношения двух профессий – это столкновение самодостаточных талантов с много мнящими о себе ремесленниками!

Сценаристы вряд ли обиделись, тем более что они сами писали тексты для церемонии, а за наградой вышел Боал. Он рассказал о том, как, будучи репортером в Ираке, задумал написать рассказ о парнях, воюющих там, и по возвращении осуществил идею, из которой вырос не только фильм, но и награда “Оскар”. Как потом выяснилось, не одна.

Статуэтку за лучший адаптированный сценарий вручали Джейк Джилленхол и Рэйчел Макадамс. Здесь произошла первая серьезная неожиданность – получившего “Золотой глобус” за сценарий к ленте “Мне бы в небо” Джейсона Райтмана и других конкурентов обошел Джеффри Флетчер, переложивший для кино роман писательницы Сапфир “Тужься”. Это был первый за вечер “Оскар” независимой картины о нелегкой судьбе огромных размеров чернокожей девушки, истязаемой жизнью и собственной матерью.

Благодаря мужу

Второй “Оскар” картины “Тужься” был ожидаемым. В номинации “Лучшая женская роль второго плана” первенствовала Мо’Ник, сыгравшая роль матери. Ее конкурентки – Пенелопа Крус, Вера Фармига, Анна Кендрик и Мэгги Джилленхол – может, и лелеяли надежды на победу, но сбыться которым было не суждено. Мо’Ник, более известная своими телевизионными работами, получив статуэтку, отдельную благодарность выразила сидевшему в зале мужу: “Ты сказал мне, что иногда нужно отказаться от проектов, сулящих популярность, и сделать то, что правильно. И ты был чертовски прав!”.

Битва за технику

Помимо “художественного”, еще два “Оскара” “Аватар” взял в технических номинациях. Лучшей операторской работой академики признали работу впервые номинировавшегося Мауро Фиоре. Естественным образом “Аватар” победил также в категории “Лучшие визуальные эффекты”.

“Повелитель бури” в этой области оскаровской программы оказал фильму Кэмерона очень достойное сопротивление, забрав себе награды не только за лучший монтаж, но и за лучшее сведение звука и лучший монтаж звуковых эффектов.

Аргентинский секрет

Перед самыми престижными номинациями – актерскими, режиссерской и главной – назвали лучший фильм года на иностранном (то есть не английском) языке. Именно здесь случилась главная сенсация всей церемонии. В прогнозе в прошлом номере мы писали о том, что из-за спин фаворитов может выскочить темная лошадка. Так и произошло. Увенчанные множеством наград “Белая лента” Михаэля Ханеке и “Пророк” Жака Одиара остались без “Оскара” – академия который год не желает плясать под дудку фестивалей класса А, предпочитая отдавать приз картинам с меньшим количеством регалий. На этот раз выбор пал на аргентинскую ленту “Секрет в их глазах” режиссера Хуана Хосе Кампанеллы, получившего статуэтку из рук Педро Альмодовара и Квентина Тарантино.

Муж и жена не одна сатана

Кэтрин Бигелоу и Джеймс Кэмерон, бывшие супруги, чьи фильмы считались главными фаворитами в основных номинациях, на церемонии сидели прямо друг за другом. Награждать лучшего режиссера вышла Барбра Стрейзанд. Она отметила, что сегодняшний день способен стать историческим – возможно, впервые “Оскара” получит чернокожий режиссер или, также впервые, режиссер-женщина. Но шансы Ли Дэниэлса, постановщика “Тужься”, были мизерны, поэтому, когда Барбра произнесла: “Сегодня это все-таки случится”, Бигелоу осела в кресле, поняв, что речь идет о ней. Так и случилось – статуэтка досталась Кэтрин, которая после традиционной речи ушла за кулисы, но долго стоять ей там не пришлось.

Главный конверт вечера выпало вскрывать Тому Хэнксу, проделавшему эту процедуру быстро и без лишних слов – церемония к тому времени уже перебрала несколько минут от запланированного хронометража. Внутри конверта оказался лист бумаги со словами The Hurt Locker – таково оригинальное название фильма, которое у нас перевели как “Повелитель бури”, на самом же деле так именуется специальный саперный костюм для разминирования. Бигелоу вернулась на сцену, где к ней присоединились другие продюсеры – Боал, также получивший два “Оскара” за вечер, Николас Шартье, Грег Шапиро, а также актерский состав фильма.

“Аватар” проиграл. По счастью, спецэффекты и кассовые сборы еще не все решают даже в Голливуде – Мекке коммерческого кино. Что интересно, “Повелитель бури” в прокате фактически провалился, а у нас даже не был показан, при том что на экраны он вышел ровно год назад. Но теперь интерес к триумфатору “Оскара” гарантированно возрастет.

На’ви Стиллер

После того как ведущие Стив Мартин и Алек Болдуин стали появляться на сцене все реже, роль главного юмориста вечера взял на себя Бен Стиллер. К каждой оскаровской церемонии он придумывает какой-нибудь новый сногсшибательный номер, и на этот раз актер появился в виде выходца с планеты Пандора На’ви. Отличить Бена от героев фильма “Аватар” можно было только по надетому поверх синюшной “кожи” смокингу. Произнеся какую-то абракадабру и выдав ее за язык На’ви, Стиллер предложил Джеймсу Кэмерону произвести коннект хвостами (кто фильм видел, поймет, о чем речь) и, получив в ответ лишь смех, перешел к награждению за лучший грим. В данной категории “Аватар”, кстати, представлен не был (там, напомню, был не грим, а специальные костюмы и визуальные эффекты), а победу одержала фантастическая лента “Звездный путь”.

“Аватар” взял свое в “Лучшей работе художника”, а в номинации “Лучшие костюмы” который год подряд первенствовала историческая драма: в этот раз “Молодая Виктория” – о первых годах правления знаменитой английской королевы. К слову, здесь “Оскар” вручали законодательница сериальной моды Сара Джессика Паркер и модельер Том Форд.

С пятой попытки

Как и предсказывалось, “Оскар” за лучшую мужскую роль из рук Кейт Уинслет получил Джефф Бриджес, сыгравший кантри-музыканта в драме “Сумасшедшее сердце”. Бриджес удостоился “Оскара” с пятой попытки – первая номинация у него была еще в 1972 году, затем в 1975-м, 1985-м и 2001-м. Теперь мечта Джеффа исполнилась, о чем он и поведал в своей “тронной” речи, правда, изрядно затянувшейся. Джорджу Клуни, Колину Ферту, Моргану Фримэну и Джереми Реннеру оставалось только констатировать превосходство Бриджеса. Впрочем, у Клуни и Фримэна “Оскары” уже есть.

Для всех мам

Среди женщин острой конкуренции не получилось. Известная американская телеведущая Опра Уинфри долго пела дифирамбы непрофессиональной актрисе Габури Сидибе, сыгравшей главную роль в “Тужься”, Стенли Туччи расхваливал Стрип, но великая Мерил вновь была вынуждена признать поражение. Как и другие номинантки. А победила Сандра Буллок – за роль матери семейства, приютившего фактически бездомного подростка, который затем вырос в звезду американского футбола. Прелесть этой истории в том, что она абсолютно реальная и произошла совсем недавно.

Буллок, видимо, так переволновалась, что сначала пошла обниматься со Стрип, а когда Мерил уже раскрыла объятия, Сандра вдруг передумала, потом ее “поштормило” на лестнице, но в итоге лауреатка взяла себя в руки. Ее речь была искренней и проникновенной. Сначала Буллок отдала должное конкуренткам, найдя комплименты для каждой из них. Затем посвятила свою победу всем матерям и не сдержала слез, лишь когда начала благодарить свою собственную маму.

Кстати, Буллок стала обладательницей уникального достижения: она не только сыграла за год в трех картинах, но и умудрилась за одну из них получить “Оскар”, а за другую – антипремию “Золотая малина”. Причем Сандра лично пришла на ту церемонию да еще с тележкой, заполненной DVD с фильмом “Все о Стиве”, которые она раздала присутствовавшим, дабы те внимательнее посмотрели на ее работу и, может быть, забрали бы у нее приз за худшую роль года.

Все обладатели “Оскара”-2010

Лучший фильм: “Повелитель бури” Лучшая режиссура: Кэтрин Бигелоу – “Повелитель бури”Лучшая мужская роль: Джефф Бриджес – “Сумасшедшее сердце”Лучшая женская роль: Сандра Буллок – “Невидимая сторона”Лучшая мужская роль второго плана: Кристоф Вальц – “Бесславные ублюдки”Лучшая женская роль второго плана: Мо’Ник – “Тужься”Лучший оригинальный сценарий: “Повелитель бури” – Марк БоалЛучший адаптированный сценарий: “Тужься” – Джеффри ФлетчерЛучший фильм на иностранном языке: “Секрет в их глазах” – АргентинаЛучший полнометражный анимационный фильм: “Вверх”Лучший короткометражный анимационный фильм: “Логорама”Лучшая операторская работа: “Аватар” – Мауро ФиореЛучший грим: “Звездный путь”Лучшая работа художника: “Аватар”Лучшие костюмы: “Молодая Виктория”Лучший монтаж: “Повелитель бури”Лучший монтаж звуковых эффектов: “Повелитель бури”Лучшее сведение звука: “Повелитель бури”Лучшие визуальные эффекты: “Аватар”Лучшая музыка: “Вверх” – Майкл ДжаккиноЛучшая песня: “Сумасшедшее сердце” – The Weary KindЛучший короткометражный фильм: “Новые жильцы”Лучший документальный фильм: “Бухта”Лучший короткометражный документальный фильм: “Музыка Пруденс”

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...