Опубликовано: 1189

Последний киногерой

В насыщенной кинокарьере Вячеслава Тихонова нет гроссмейстерских ста ролей. Вячеслав Васильевич снялся в много меньшем количестве картин, но едва ли не каждая из них стала событием и ассоциируется с этим великим актером. Кинообозреватель “Каравана” выбрал пять фильмов, в которых, по его мнению, талант Тихонова раскрылся наиболее ярко, а герои стали любимцами публики.

История учит

Фильм – “Доживем до понедельника”.

Режиссер – Станислав Ростоцкий.

Роль Вячеслава Тихонова – учитель истории Илья Семенович.

Во время съемок картины “Доживем до понедельника” Тихонову исполнилось 40 лет. Однако его герой, учитель Илья Мельников, даже внешне выглядит много старше. Что не смутило режиссера Станислава Ростоцкого – он и в дальнейшем будет охотно “старить” Тихонова (например, в ленте “Белый Бим Черное ухо”), лишь бы заполучить любимого актера.

Илья Семенович – пожалуй, учитель №1 в советском кино. Возможно, он не идеален как человек (в частности, не может разобраться в отношениях с молодой учительницей, своей бывшей ученицей), но как педагог – образец для подражания. Наверное, именно так и нужно преподавать историю – не утыкаясь в цифры, между которыми заключено то самое тире, что остается от многих людей, а раскрывая характеры и разбирая поистине героически поступки выдающихся личностей.

Аристократ

Фильм – “Война и мир”.

Режиссер – Сергей Бондарчук.

Роль Вячеслава Тихонова – князь Андрей Болконский.

Сейчас экранизация “Войны и мира”, созданная Сергеем Бондарчуком, считается едва ли не канонической. Многие нерадивые школьники даже изучают по киноэпопее произведение Льва Толстого, которое, к слову, сам Тихонов всегда называл своим любимым. Поэтому неудивительно, что он хотел сыграть князя Андрея Болконского. Вот только Бондарчук был иного мнения – говорят, протекцию Тихонову составила министр культуры Фурцева.

Теперь представить кого-то иного в роли князя Андрея фактически невозможно. Болконский–Тихонов – аристократ, патриот, человек чести, который может простить предательство, но не может его понять и принять. Возможно, в фильме князь Андрей не такой, как в книге (даже внешне), но Тихонову удалось создать свой собственный образ одного из ключевых героев романа. Что, впрочем, не спасло актера от критики, едва не приведшей к его уходу из кино.

Клубок противоречий

Фильм – “Дело было в Пенькове”.

Режиссер – Станислав Ростоцкий.

Роль Вячеслава Тихонова – тракторист Матвей Морозов.

Формально Станислав Ростоцкий снял мелодраму из колхозной жизни. На деле – драмы отдельных людей, сложившиеся в одну непростую историю. В ней, по большому счету, нет ни правых, ни виноватых. И даже для пострадавшей от героя Тихонова самогонщицы-наговорщицы Алевтины можно найти оправдания. Но самая противоречивая фигура – как раз Матвей Морозов. Ведь если обойтись без сантиментов – женился на дочке председателя колхоза, принялся охмурять приезжую, халатно относился к социалистической собственности (по-своему легендарная сцена “перетягивания канатов” между тракторами), надебоширил и сел. В тюрьму.

Но это если без сантиментов, а без них в этой картине никак нельзя. И именно “на совести” Вячеслава Тихонова львиная доля симпатий зрителей по отношению к его герою. Тихонову с его благородной утонченной внешностью удалось создать образ человека, может быть, не однозначно положительного, но интересного – своими поступками, своим внутренним миром. Хулиган и тем не менее отличный работник. Балагур и в то же время романтик. Мечтатель, который даже светлым будущим и коммунизмом грезит не пафосно, а наивно-трогательно – помните стройные ряды дистанционно управляемых Матвеем тракторов без трактористов?

С фильма “Дело было в Пенькове” началось совместное творчество Тихонова и режиссера Станислава Ростоцкого, которое в дальнейшем принесет им еще немало удач, а зрителям – отличных кинокартин.

Ты ж одессит, Витька!

Фильм – “Ч.П. – чрезвычайное происшествие”.

Режиссер – Виктор Ивченко.

Роль Вячеслава Тихонова – моторист Виктор Райский.

В этом фильме, снятом через год после картины “Дело было в Пенькове”, у Тихонова вроде бы не главная роль – главную, помощника командира корабля по политической части Коваленко, сыграл замечательный актер Михаил Кузнецов (его, наверное, самая известная киноработа – солдат в “Марье-искуснице”). От лица Коваленко также ведется повествование, но именно герой Тихонова, моторист танкера “Полтава” одессит Виктор Райский, стал любимцем зрителей и наиболее ярким персонажем фильма, снятого на основе реальных событий.

В 1954 году танкер “Туапсе” (в картине название заменили на более героическое) был захвачен в нейтральных водах чанкайшистами с непризнанного Тайваня. Советских моряков продержали в плену больше года, заставляя или сознаться в несовершенных преступлениях, или написать заявление о нежелании возвращаться на родину.

У героя Тихонова был реальный прототип, однако насколько его поведение совпадало с поведением Райского, неизвестно. Одессит Витька, при захвате танкера якобы убивший тайваньского солдата (на самом деле “убитый” остался жив), решил переметнуться к врагам. Вернее, сделать вид, что переметнулся, а на самом деле использовать свое новое положение для добычи информации, поддержки своих товарищей и организации побега. Вот только товарищи не сразу поняли игру Райского – его били могучим пролетарским кулаком в челюсть, ему плевали в лицо и называли предателем. Но он терпел и только отпускал одесские шуточки – “Как говорят в Одессе, давайте ходить друг к другу в гости: вы к нам на дни рождения, мы к вам на похороны”.

Максим Максимыч

Фильм – “Семнадцать мгновений весны”.

Режиссер – Татьяна Лиознова.

Роль Вячеслава Тихонова – штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц (советский разведчик Максим Максимович Исаев).

Штирлиц – безусловно, самая известная роль Вячеслава Тихонова, но при этом актер не стал ее заложником. Да, Тихонов, прежде всего ассоциируется с легендарным телефильмом Лиозновой, однако тут же вспоминаются и еще несколько его ярких киноработ. Возможно, Тихонову помогло то, что он состоялся как актер до “Семнадцати мгновений весны”.

А роль Штирлица, конечно, великая, высший пилотаж актерского мастерства. Многие сцены Тихонову пришлось отыграть одной мимикой, внутренними эмоциями, иногда передаваемыми лишь взглядом, поворотом головы, движением руки. Причем отыграть не только под свой “внутренний голос”, но и под авторский, блистательно начитанный Ефимом Копеляном.

Двенадцать серий “Семнадцати мгновений…” можно пересматривать вновь и вновь, а к отдельным сценам применим только эпитет “гениально!”. В первую очередь это, конечно, относится к встрече Штирлица с женой – маленькому шедевру внутри одного шедеврального полотна.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...