Опубликовано: 1143

Последний бой Самсона

Фильм: “Рестлер” (The Wrestler).

Режиссер: Даррен Аронофски.

В ролях: Микки Рурк, Мариса Томей, Ивэн Рэйчел Вуд.

Помню, в, светлая ему память, отрочестве, когда западная масс-культура уже не была под запретом, но еще являлась чем-то далеким и волшебным, когда сильнее Халка Хогана казался лишь Арнольд Шварценеггер, нас, юных любителей западных боевиков, интересовало не только, кто круче – Брюс Ли или Чак Норрис, но и взаправду ли мутузят друг друга, как бы сейчас сказали, гламурные качки в рестлинге? Еще не замутненный многократными телевизионными фикциями разум все-таки подсказывал, что даже после одного реального боя вряд ли кто-то ушел бы с ринга живым. И все равно хотелось верить, что эти суровые внешне, но наверняка добрые внутри дядьки совсем не обманщики. Новый фильм Даррена Аронофски “Рестлер” – своеобразный грустный панегирик национальной американской забаве и драматическая история одного бойца, ответ на вопрос, что происходит с “королями ринга”, когда они становятся попросту стары для большого спорта или красочного шоу.

…Многократный чемпион по рестлингу, кумир 1980-х Рэнди “Молот” Робинсон (Рурк) ныне подвизается на ветеранских соревнованиях. В каком-нибудь школьном спортзале устраивают площадку, собирают за умеренную плату еще не позабывших героев вчерашних дней фанатов, и им на потеху рестлеры демонстрируют зубодробильные приемы и костоломные удары. И не беда, что сценарий всех схваток обговаривается бойцами заранее, а, чтобы кровищи было побольше (публика любит!), рестлеры режут сами себя припрятанными в бинтах лезвиями. Много, правда, такими выступлениями не заработаешь, а потому у “Молота” постоянная нехватка денег. Впрочем, на приват с любимой стриптизершей Кэссиди (Томей) хватает. Но тут с “Молотом” случается удар. И не бутафорский, а самый настоящий сердечный приступ. Рэнди делают операцию и запрещают выходить на ринг, даже на ветеранский.

Даррен Аронофски, автор “Пи”, “Реквиема по мечте” и “Фонтана”, получил за “Рестлера” главный приз, “"Золотого льва", Венецианского кинофестиваля прошлого года. Говорят, что там же актерской награды должен был удостоиться и Микки Рурк, но по негласному правилу один и тот же фильм не может получить два первостепенных приза. Микки потом наверстал упущенное полутора десятком других наград, правда, с “Оскаром” его прокатили, что дало повод некоторым изданиям выйти с заголовками, общий смысл которых сводится к утверждению “Рурка обокрали”.

Исполнение Рурком роли “Молота” на самом деле исключительно. Трудно представить, как бы выглядел в том же образе Николас Кейдж, а вот Рурк чрезвычайно гармоничен. Впрочем, ему, едва не спустившему собственную карьеру в унитаз алкоголем и “излишествами всякими”, пробовавшемуся в начале 1990-х в профессиональном боксе, эта роль более чем близка.

Дело не только в том, что “Молот”, кроме рестлинга, больше ничего не умеет. В конце концов, он ведь находит работу сначала грузчика, а потом и продавца в мясном отделе. Но все это не для бойца, привыкшего к ору фанатов, ощущению собственного величия и размазыванию чужой и своей крови по лицу. Подчеркивая это, Аронофски снабжает выход “Молота” на новую работу звуками волнующейся в ожидании рестлеров публики – свист, восторженные возгласы, открывающийся занавес и… прилавок!

Первые полчаса фильма, где показывается ветеранский период “Молота”, – это подготовка зрителя не столько к инфаркту героя, предрешающему его судьбу, сколько к сцене, следующей чуть позже, – автограф-сессии бывших кумиров, когда-то сексуально смотревших на девушек с постеров, а ныне седых, обрюзгших инвалидов (да-да, не все в рестлинге подстроено). Видеокассеты с записями былых побед, копии старых постеров, полароидные снимки с поклонниками и автографы за три доллара. Унизительно? Да. Не менее унизительно слышать: “Ты хочешь, чтобы за тобой ухаживали, но я не намерена этого делать!” от некогда обиженной дочери или отказ любимой женщины.

И постаревший Самсон (Рурк с длинными пергидрольными кудрями дюже напоминает библейского героя), которого хоть и не погубила коварная Далила, но подкосили травмы и болезни, соглашается вернуться на ринг. Несмотря на то что Аронофски ставит своеобразное троеточие в финале, догадаться, чем закончился для “Молота” последний прыжок с канатов на противника, совсем несложно.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,5 из 10.

Оценка автора – 8 из 10.

Интересный факт

Даррен Аронофски изначально планировал на главную роль Микки Рурка, однако кинокомпания настаивала на кандидатуре Николаса Кейджа. Кейдж уже даже начал готовиться к роли, но Аронофски отстоял свой выбор.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...