Опубликовано: 1028

Портрет Дориана Баттона

Фильм: “Загадочная история Бенджамина Баттона” (The Curious Case of Benjamin Button).

Режиссер: Дэвид Финчер.

В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Джулия Ормонд, Джейсон Флеминг, Тараджи Пи Хенсон, Джаред Харрис.

Наибольшее число номинаций на предстоящей 22 февраля церемонии вручения “Оскара”, тринадцать, получила картина “Загадочная история Бенджамина Баттона” – вольное изложение рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда сценаристом Эриком Ротом и режиссером Дэвидом Финчером, автором таких фильмов, как “Семь”, “Бойцовский клуб” и “Зодиак”.

…Аккурат в день окончания Первой мировой войны у пуговичного короля Нового Орлеана Томаса Баттона родился сын и умерла жена. При этом ребенок оказался столь уродлив, что изрядно опечаленный и местами обезумевший отец бросился со свертком с младенцем прочь и оставил его у дверей дома престарелых. Том Баттон, как это ни странно, попал в точку: к изумлению докторов, ребенок родился хоть и с незамутненным разумом, зато со всеми признаками старческих болезней в теле. И теперь Бенджамин, нареченный так своей приемной матерью, чернокожей служанкой Куини, будет, взрослея душой, молодеть телом, и так – до самого конца. Или начала.

К “Загадочной истории” примерялись не раз и не два. Сначала вроде бы картину должен был снимать Стивен Спилберг с Томом Крузом в главной роли, затем – Рон Ховард с Джоном Траволтой, и наконец в 2005 году был подписан контракт с Дэвидом Финчером, позвавшим на роль Бенджамина своего старого знакомого Брэда Питта. Сценарий написал обладатель “Оскара” Эрик Рот.

Многие зрители отмечают едва уловимую схожесть “Загадочной истории” с “Форрестом Гампом”. Ничего удивительного, ведь сюжетные скелеты практически идентичны, а некоторые сцены буквально скопированы. А теперь угадайте, к какому фильму 15 лет назад Рот написал сценарий? Правильно: к “Форресту Гампу”.

Впрочем, похожесть “Загадочной истории” на классическую картину Роберта Земекиса практически не портит первую, оставляя лишь легкий, не смертельный привкус вторичности. Все-таки сама идея физического пути от старости через зрелость к юности и так далее на фоне привычного поступательного развития разума настолько интересна, а жизнь Бенджамина настолько богата событиями, что это не может не завораживать.

Фильм также упрекают в излишней затянутости (все-таки 2 часа 40 минут – не совсем привычный временной формат), но саге о жизни героя и полагается быть такой. Ведь если не показать эту жизнь достаточно подробно, не наполнить яркими красками, встречами и чувствами, то может не получиться величия смерти. А Бенджамин, конечно, умрет. Как и все мы. Когда-нибудь.

И вот что интересно: полно показаны переживания всех, кто вокруг и рядом с Баттоном, раскрыты их характеры, передана их боль, но при этом сам Баттон остается почти что закрытой книгой. Он лишь пару раз за фильм произносит слова “полное одиночество” в отношении себя. И его боль, всю тяжесть вынужденно принимаемых им решений чувствуешь через других: если им так плохо, представьте (хотя бы представьте), каково самому Бенджамину – даже просто видеть старение близких людей на фоне собственного омоложения.

Но, несмотря на все достоинства картины и 13 номинаций, ее оскаровские перспективы кажутся безрадостными. Разве что в технических категориях “Лучший грим” и “Лучшие визуальные эффекты” фильм является фаворитом – эффекты действительно революционные, а, например, на гримирование Брэда Питта ежедневно уходило по пять часов.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,3 из 10.

Оценка автора – 8,5 из 10.

Интересный факт

История друга Бенджамина, пигмея Нгунда Оти (его сыграл Рампай Мохади) имеет под собой реальную основу. Пигмей Ота Бенга в 1904 году был привезен в США из Конго и на забаву публике посажен в клетку с обезьянами в зоопарке Бронкса. Его выпустили только в 1916-м, наконец осознав всю бесчеловечность затеи, но никак не помогли адаптироваться к новой жизни, так что вскоре Ота покончил с собой.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...