Опубликовано: 7994

Попасть в небо!

Попасть в небо!

Смена часовых поясов, перепады давления, турбулентность и вибрация, невежливые пассажиры – все это прелести “небесной” профессии. Почему же девчонки так мечтают стать стюардессами?

Попасть в небо нелегко. Желающих много, а требования высокие. Так было всегда. К примеру, чтобы стать бортпроводником советского “Аэрофлота”, юноши и девушки проходили длительную медицинскую комиссию, собеседование у секретаря парторганизации, а потом дожидались утверждения своей кандидатуры в Министерстве гражданской авиации СССР.

Сейчас все проще – с секретарем парторганизации беседовать не надо! – но здоровье и нервы должны быть в порядке.

А нам, чтобы попасть на борт казахстанской авиакомпании “Эйр Астана”, потребовались разрешения нескольких департаментов и лично самого президента Питера Фостера. Когда же все бумажные вопросы были решены, мне пришлось пройти двухнедельную подготовку.

И только потом я стала помощником бортпроводника на один рейс – Алматы – Москва – Алматы.

Выше кресла!

Претендентки в стюардессы проходят суровый кастинг. Ведь бортпроводник – лицо авиакомпании. Стандартные требования: возраст – от 20 до 35 лет, рост для девушек – не ниже 160 см, для юношей – 165 см. Ниже нельзя – девушек должно быть видно из-за высоких спинок кресел самолета.

Что еще? Хорошая осанка, красивая походка, приятный голос. Ну и, конечно, знание языков – казахского, русского, английского. Лингвистические познания придется подтвердить, сдав несколько сложных экзаменов и тестов.

Психологическое тестирование – обязательный этап отбора. Стюарды и стюардессы должны быть психически и эмоционально уравновешены, ведь их главная задача – поддерживать психологический комфорт во время не всегда легкого воздушного путешествия. Очень часто именно психологи ставят в своем резюме “нет”, не каждая девушка может достойно выдержать неадекватное поведение некоторых пассажиров. В каждой авиакомпании для бортпроводников есть свои корпоративные правила. Но спокойствие, выдержка, приветливость и коммуникабельность – основные требования во всех авиакомпаниях мира.

Нелегкая это работа – открывать дверь самолета

Самый сложный этап – медицинское обследование врачебной летной комиссией. Его проходит только треть поступающих. Врачи независимого медицинского центра гражданской авиации проверяют зрение, сердечно-сосудистую, нервную систему, испытывают вестибулярный аппарат тестом “на болтанку”. Смотрят, нет ли у будущих бортпроводников варикозного расширения вен, ведь во время полета приходится все время быть на ногах.

Еще один важный тест – на физическую силу мышц. Даже у хрупких на вид девушек руки должны быть, как у атлета, – сильные и выносливые. К примеру, бортпроводницы китайской авиакомпании при приеме на работу обязательно поднимают штангу весом 50 кг. В Казахстане кандидаты проходят тестирование на физическую силу мышц на специальном устройстве.

– Сила нужна стюардессе для того, чтобы элементарно открыть двери самолета, – говорит менеджер по обучению службы бортпроводников Владислав Багранов. – И хотя каждая дверь снабжена специальным устройством, которое в случае аварийной ситуации срабатывает автоматически, стюардесса должна открывать все двери вручную. Да и тележка с питанием тоже немало весит.

Главное, чтобы костюмчик сидел

За три часа до рейса – брифинг бортпроводников. Он проводится инструкторами перед каждым рейсом независимо от направления. Инструктора уточняют время вылета и полета, проверяют предполетную документацию бортпроводников и внешний вид – макияж и прическу.

Инструктор забраковала мои туфли на высоком каблуке. Оказалось, такую обувь бортпроводницы надевают только для встречи пассажиров, а после переобуваются в удобные туфли на низком каблуке. На шпильках по салону не очень-то походишь!

Кроме того, нельзя носить массивные украшения. Кольца – не больше одного на каждой руке, и только на среднем или безымянном пальце. А вот часы обязательны, без них стюардессу не допустят на борт. Ведь при возникновении аварийной ситуации каждая секунда может быть важна.

Пристегните ремни!

Полчаса брифинга были посвящены безопасности полета. Команде задавали вопросы по применению огнетушителей, повторяли спецкоманды экипажа, понятные только людям небесной профессии, уточняли место каждого из членов экипажа на борту.

Старательно записываю новые термины: РJ – персонал по обслуживанию бизнес-класса, PY – персонал по обслуживанию эконом-класса. Первые отвечают за загрузку бортового питания для бизнес-класса и экипажа, вторые – за питание для пассажиров эконом-класса. Есть просто бортпроводники – “двойки”, “тройки”, которые отвечают за двери. Комплектация экипажей проходит в зависимости от типа воздушного судна: “Боинг-767” обслуживают 9 бортпроводников, аэробус “А-320” – 6. Роли распределяют по желанию. Кто-то любит возиться на кухне, а кто-то просится в салон.

Ну а мне доверили очень ответственную позицию – встречать пассажиров. С каждым нужно поздороваться, показать место в салоне, и главное – улыбаться искренне и от души!

Высокий сервис

Сервис на борту – целое искусство. Курс этикета – правила сервировки тележек, стандарты обслуживания пассажиров эконом- и бизнес-класса – один из самых важных предметов при обучении профессии. Учиться придется многому: ловко управлять тележкой и наливать воду, демонстрируя бутылочку этикеткой вперед, аккуратно наливать напитки.

Кстати, тележка бортпроводницы имеет несколько функций: на ней не только возят еду, но и при нештатных ситуациях защищают дверь в кабину пилота от вторжения посторонних.

Но вернемся к подготовке. Несколько часов обучения посвящено традициям разных народов.

Бортпроводникам надо знать, как вести себя в тех или иных странах, чтобы не оскорбить внешним видом или поведением религиозных чувств пассажиров. Словом, в небе все должно быть на высоте!

Да не официантки мы!

– На борту пассажиры бывают разные. И непослушные дети, и капризные звезды, и те, кто очень боится летать, – рассказывает моя коллега – бортпроводница Татьяна. – С каждым нужно найти общий язык. Как-то летели китайцы, которые плохо говорят по-английски. Так мы объяснялись на пальцах и понимали друг друга. Вообще, иностранные пассажиры относятся к нам очень уважительно. Зато казахстанские пассажиры порой путают бортпроводников с официантами, кричат на весь салон: “Официантка!”.

– Когда в самолете летят дети, то жди любых неожиданностей, – с улыбкой вступает в разговор бортпроводник Александр. – А во время рейсов в Стамбул нам приходится бороться со злостными курильщиками. Мужчины курят в туалете, а на наши замечания отвечают, что впервые слышат о запрете курения на борту.

– А как ведут себя звезды? – интересуюсь я.

– По-разному, – говорит старший бортпроводник Катя. – Недавно вот был “звездный” московский рейс – Ксения Собчак, Оскар Кучера, Сергей Зверев… Они вели себя очень культурно, раздавали автографы, охотно фотографировались с нашими стюардессами. Известные люди сами охотно пишут на своих афишах, рекламных буклетах и даже салфетках пожелания стюардессам, что-нибудь вроде “Счастливых вам полетов!”. Да и обычные пассажиры часто благодарят – и это самые приятные моменты в нашей работе.

...В Москву наш самолет прилетел ночью. После пяти часов, проведенных на ногах, чувствовалась усталость. Но у бортпроводников еще полно работы. Проводив из самолета последнего пассажира, стюардессы приступили к осмотру салона. За несколько минут быстрыми отработанными движениями девушки свернули гору пледов, собрали разбросанные наушники, вытащили мусор из карманов спинок кресел…

Мы прошли паспортный таможенный контроль – и вот мы в Москве! Команда отправилась на отдых в отель. Экипажу нужно выспаться. Скоро снова в рейс. И стюардессы должны быть как картинки – хорошо выглядеть и приветливо улыбаться!

Зарплата у стюардессы в среднем около тысячи долларов. И бесценная возможность увидеть разные страны. Но самое главное – романтика полета!

Первой в мире стюардессой стала американка Эллен Черч. Ее рейс на борту компании “Юнайтед эйрлайнс” состоялся 15 мая 1930 года. В обязанности Эллен Черч входила работа грузчика, уборщицы, заправщицы авиационным топливом и официантки. Развлекать пассажиров, а главное – отвлекать их от мыслей о возможной катастрофе, тоже было ее задачей.

Вскоре компания поручила Эллен выбрать и обучить еще семь человек. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, не старше 25 лет, иметь диплом медсестры. Первая советская стюардесса – Эльза Городецкая – появилась на борту самолета, следующего по маршруту Москва – Ашхабад в 1933 году. Официально же должность бортпроводника в СССР была введена в 1939 году.

Самолет надо знать наизусть

К выпуску курса бортпроводников стюардесса должна с закрытыми глазами находить аварийные входы и выходы, спасательное оборудование и нужный инвентарь.

Самая важная часть учебной программы – изучение возможных экстремальных ситуаций. Бортпроводников учат пользоваться огнетушителями, дымозащитными масками, кислородными баллонами. Последние применяются на практике, когда у пассажиров случаются проблемы с сердцем.

Все форс-мажорные ситуации казахстанские бортпроводники оттачивают в учебных центрах Германии и Великобритании: они скатываются с надувного трапа, прыгают в воду в спасательных жилетах.

Кстати, работе на воде посвящено много времени, так как многие воздушные маршруты проходят над океанами. Будущие стюардессы учатся обращаться с плотами и жилетами, а самое главное – помогать пассажирам выживать в экстремальных условиях.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото), Алматы – Москва – Алматы

Загрузка...