Опубликовано: 2074

Понаехали!

Понаехали!

На вопрос, сколько автомобилей из других регионов республики ездит по дорогам Алматы, не может ответить ни акимат, ни полиция, ни налоговики. Чем здесь занимаются приезжие, также никто не знает…

Каждый день перед глазами алматинцев, словно в калейдоскопе, мелькают буквы латинского алфавита – номерные знаки автомобилей из других регионов с сериями X, Н, Z, F, N, C, L и так далее. Частенько приезжие доставляют алматинским водителям большие неприятности – иногородние автолюбители плохо ориентируются на дорогах южной столицы и потому создают массу проблем как себе, так и другим участникам движения.

Оказавшись в плотном автомобильном потоке, – особенно в часы пик! – иногородний водитель часто теряется и не знает, в какую сторону следует повернуть, чтобы не мешать другим водителям, которые яростно ему сигналят. А что уж говорить о транспортных развязках, они приводят приезжих водителей в ступор!

О водителях с серией X – разговор особый: от них можно ждать чего угодно. Не зря ведь алматинцы прозвали их “людьми ИКС”!

По данным управления дорожной полиции ДВД города Алматы, с начала года иногородние водители совершили в южной столице 261 ДТП. И это – только зарегистрированные происшествия!

Ко всему прочему после совершения ДТП зачастую выясняется, что страховой полис у иногороднего водителя – липовый. А денег, чтобы возместить материальный ущерб, как правило, не бывает. Вот и приходится алматинским водителям месяцами искать правду в судах, а потом умолять судебных исполнителей взыскать долг с виновников ДТП.

Депутат маслихата города Алматы, председатель комиссии маслихата по контролю за соблюдением законности Андрей МОРГУНОВ говорит, что иногородние водители допускают и грубые финансовые правонарушения.

– Они занимаются в Алматы частным извозом, но никаких налогов не платят. При этом их машины вполне могут быть технически неисправны. Где они проживают в Алматы, что делают в свободное время, неизвестно… Сотрудникам полиции следует как можно скорее выяснить, сколько иногородних машин находится в Алматы, – считает депутат. – И обязать их владельцев запатентовать предпринимательскую деятельность. А так как свидетельство индивидуального предпринимателя, который занимается частным извозом, выдается лишь после прохождения техосмотра, то мы наконец сможем навести порядок.

Алматы – КОРМУШКА ДЛЯ КРИМИНАЛИТЕТА

Сколько иногородних машин находится сейчас в Алматы, неизвестно.

Подобная неосведомленность на руку не только мелким нарушителям, но и матерым преступникам. Статистика свидетельствует, что более трети всех преступлений в городе совершают приезжие. На их счету – кражи, грабежи, разбойные нападения и изнасилования. Многие из преступников приезжают к нам на собственных авто и, сделав свое черное дело, спокойно уезжают.

По словам начальника ДВД города Алматы генерал-майора полиции Ерлана ТУРГУМБАЕВА, в южной столице на юридических и физических лиц зарегистрировано 535 тысяч единиц легкового и грузового автотранспорта! Кроме того, из других областей в Алматы ежедневно въезжают, по самым приблизительным подсчетам, более 200 тысяч машин. Выявить в этом потоке преступника – все равно что искать иголку в стоге сена!

Большая часть иногородних авто спешит в южную столицу из Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей. Достаточно заглянуть в оперативные сводки, чтобы понять: как раз оттуда приезжают к нам большинство потенциальных воров и налетчиков. Сбиваясь в стайки по принципу землячеств, они поселяются на съемных квартирах и принимаются за криминальные дела. Через пару недель “гости” уезжают, а на смену им уже спешат их земляки.

Кроме того, полисмены подозревают, что в последнее время южная столица может служить своеобразным отстойником для автомобилей, похищенных в других регионах республики.

ПРИШЛА ПОРА МЕНЯТЬ ЗАКОН?

– Граждане обязаны поставить автотранспорт на временный учет лишь в том случае, если они приезжают в другой регион страны на срок более двух месяцев. Но предварительно они должны получить временную прописку, – говорит заместитель начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы УДП ДВД города Алматы подполковник полиции Жандулла ШАЙХИЕВ.

Значит, до двух месяцев можно заниматься в южной столице чем угодно? Тогда, возможно, пришла пора внести изменения в правила регистрации? К примеру, не ждать два месяца, а обязать иногородних автолюбителей регистрировать свои машины через месяц.

Кстати, по нашей информации, работники Алматинского акимата и депутаты городского маслихата сейчас обсуждают вопрос о том, как сократить в Алматы количество иногородних машин. На повестке дня – два предложения: об организации на окраине Алматы платных автостоянок для иногороднего автотранспорта и о платном въезде в центр города.

Так или иначе, но руководству акимата пора бы вспомнить об особом статусе города Алматы и ограничить приток иногороднего транспорта.

Олег ГУБАЙДУЛИН, Тахир САСЫКОВ (фото)

Загрузка...