Опубликовано: 7500

Поездки в автобусах Атырау назвали унижением и мучением

Поездки в автобусах Атырау назвали унижением и мучением Фото - Светлана НОВАК

Поездки в общественном транспорте нефтяной столицы Казахстана иначе как унижением и мучением не назовешь.

Старые, грязные и малой вместимости автобусы, курсирующие в городе Атырау, давно стали отвратительной “изюминкой” региона. Происходит настоящая вакханалия – перевозчики по полчаса стоят на автобусных остановках, а местные жители, набитые в автобусах как селедки в бочке, их уже даже не подгоняют призывом наконец-то ехать. Бесполезно.

Год за годом атыраусцы жалуются на переполненные автобусы, отсутствие культуры вождения, хамство кондукторов, грязь в салонах. И ничего не меняется, только цена за проезд повышается. Ах да, на автобусных остановках поставили электронные табло, предназначенные для показаний расписания. На это дело вбухали миллионы тенге, да они толком-то и не работали.

Теперь решено подойти к транспортной мозоли Прикаспия с научной точки зрения.

Концепцию развития общественного транспорта города Атырау на 2017–2022 годы стоимостью почти 23 миллиона тенге разработали сотрудники Казахского автодорожного института, в настоящее время академии им. Л. Гончарова.

На презентации концепции доктор технических наук профессор КазАДИ (Алматы) Жумажан ЖАНБИРОВ через слайды показал проблемы и планы по улучшению работы.

Изменить работу общественного транспорта в нефтяной столице поможет совсем не маленькая сумма – 20 миллиардов тенге. Из них примерно 8 миллиардов тенге должны быть пущены, загибаем пальцы, на покупку новых автобусов, на улучшение ремонтно-восстановительной базы перевозчиков, на создание бытовых условий для водителей, кондукторов и линейных диспетчеров на конечных остановках и другое. Предлагается создать единый диспетчерский центр движения городских маршрутов на базе коммунального государственного учреждения “Смарт Атырау” и из одного места регулировать движение городских и пригородных автобусов.

Ученые предложили схему 24 городских маршрутов, в том числе 5 экспресс-маршрутов и 12 пригородных. Сквозные экспресс-маршруты планируется оснастить крупными комфортабельными низкопольными автобусами с кондиционерами.

Сегодня в Атырау из 30 маршрутов реально работают 24. Как сообщил профессор Жумажан Жанбиров, в течение июля, августа и сентября нынешнего года была проанализирована работа всех действующих. Неизвестный мужчина домогается школьниц в автобусах Атырау

Средняя скорость движения автобусов Атырау около 16–19 км/час. Это связано с множеством пешеходных переходов и дорожных знаков, ограничивающих скорость. В некоторых местах переходы находятся на расстоянии 40 метров друг от друга, почти все маршруты “сели” на главные улицы. Протяженность трасс большая, с огромным количеством поворотов, доходит даже до 16 километров. Автобусные остановки – еще одна закавыка. По пути следования 24 городских маршрутов имеется 1 116 остановок, и из них 450 никак не оборудованы, еще 140 нуждаются в ремонте.

В сутки по 15 маршрутам совершается 84 тысячи пассажиропосадок. 22 процента жителей Атырау ездят на общественном транспорте, большая часть, то есть 78, использует другой транспорт – личные автомобили, такси, ведомственный транспорт.

Да и нередко пассажиры, потоптавшись на остановке, договариваются и скидываются по сто тенге на такси. В планах ученых – довести уровень перевозки общественным транспортом до 50 процентов. Всего нефтяная столица нуждается в 345 новых автобусах, в том числе в больших – 125, средних – 165, малых – 55.

На презентации концепции атыраусцы, проживающие в Химпоселке, возмущались пропажей маршрута № 7, который раньше брал начало в их поселке и заканчивался в микрорайоне “Сарыкамыс”, проходя через весь город. Перевозчик его закрыл из-за низкой рентабельности.

– Когда перевозчики закупят для города нормальные и вместительные автобусы? На центральных маршрутах ездят развалюхи, китайские автобусы, дышащие на ладан, – горячились жители.

Проездные билеты в автобусах не выдают, многие кондукторы оскорбляются, когда пассажиры просят оторвать билетик. Или с плохо скрываемой злостью отмотают пару-тройку метров от билетного “бублика” и демонстративно отдадут. В другой раз уже просить не захочется.

Сколько реально сдается выручки в кассу, а не оседает ли в чьих-то карманах черной наличностью? Перед началом разработки концепции Жумажан Жанбиров сразу взялся за математику. И, обобщив все данные по транспорту, пассажиропотоку, прибыли, налогам и другим показателям, ученый сделал вывод, что каждый год пропадает до трех миллиардов тенге. Такая вот получается транспортная заноза. И выдергивать ее намереваются с 2018 года с помощью введения электронного билетирования, аналога алматинской системы “Онай”. Власти города пообещали основательно взяться за решение проблем общественного транспорта уже после утверждения концепции. Как говорится, поживем – увидим.

АТЫРАУ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи