Опубликовано: 5850

Почему свободные экономические зоны в Казахстане не привлекают предпринимателей?

Почему свободные экономические зоны в Казахстане не привлекают предпринимателей?

Не потому ли, что составители правил работы этих зон никогда не трудились на реальном производстве, хотя прекрасно понимают важность бумажной отчетности?

Cвободные эконмические зоны (СЭЗ), несмотря на все старания и вложенные деньги, пока не приносят ожидаемых выгод, а лишь выживают. К такому выводу приходишь после ознакомления с результатами их работы.

Главное – участок застолбить

Посудите сами. Сегодня в стране работает 10 свободных экономических зон: 3 республиканские, 5 коммунальных и две принадлежат “дочкам” Фонда национального благосостояния “Самрук-Казына”. С 1996 года, когда вышел указ Президента “О специальных экономических зонах”, в эти самые СЭЗ было привлечено 228 миллиардов тенге инвестиций для почти 500 предприятий, создано 6 тысяч рабочих мест. Но эффект от всей этой работы пока никакой – за весь период произведено продукции на 203 миллиарда тенге. То есть экономически зоны не вышли даже “в ноль”. А если учесть, что на каждые три тенге привлеченных инвестиций приходится один тенге государственных затрат, то сумма затрат и инвестиций вырастает до 300 миллиардов тенге за 18 лет.

Еще об эффективности. Из 499 участников всех 10 СЭЗ действует пока только 85 предприятий (17 процентов). 72 проекта находятся на стадии реализации (14 процентов), 348 (70 процентов) – на стадии инвестрешения, 22 – на стадии планирования. То есть сама возможность работы в свободных экономических зонах для бизнеса вроде бы привлекательна, но сегодня больше похожа на стремление застолбить участок, чтобы не упустить выгоду потом, чем на реальную деятельность.

Как хочешь, так и понимай

Проблемы развития СЭЗ обсуждаются ежегодно. Планов в правительстве страны громадье, потребностей тоже достаточно. Но, как всегда, подводит реализация. Вот и две недели назад в Астане состоялся совет по экономической политике при фракции партии “Нур Отан” совместно с НПП “Атамекен”. После докладов предпринимателей депутаты поняли: вся работа по СЭЗ, что проводилась ранее, целей своих не достигла, и когда достигнет – неизвестно. Более того, сами СЭЗ в Казахстане становятся мало интересными для предпринимателей.

По мнению председателя Ассоциации предпринимателей экономических зон Эльмиры ШАЙМАРДЕНОВОЙ, проблем в работе СЭЗ несколько. Прежде всего – текст законов, регулирующих работу СЭЗ. Они написаны так, что позволяют по-разному интерпретировать их положения как инвестору, так и чиновнику. Само законодательство меняется слишком часто. Это не позволяет бизнесменам просчитать свои затраты и прибыль на прогнозируемое будущее. Кроме того, есть и противоречия в законодательстве.

– Когда в 2010 году технопарк Астаны отнесли к СЭЗ “Астана – Новый город”, нам наобещали много льгот по налогам. Но в Налоговый кодекс никто не внес изменения о том, что промышленность также является приоритетным видом деятельности СЭЗ, поэтому нас тогда включили почему-то как “объект инфраструктуры”. Как оказалось, налоговики не понимают, что такое инфраструктура, – рассказала “Каравану” директор ТОО “КазСтройСтекло-Астана” Людмила ШЕПЕЛЕВА. – Тогда было решено, что режим СЭЗ для нашего предприятия будет включен с момента запуска завода.

В итоге сегодня работающий завод платит налог на имущество, на землю, НДС при покупке – по нулевой ставке. Но при этом все необходимые грузы оформляются через таможенный пост зоны. И за каждую декларацию предприятие платит по 60 евро. Получается, при заказе одного стеклопакета за 6 тысяч тенге для остекления, к примеру, балкона частный покупатель должен будет заплатить еще 14,5 тысячи тенге, чтобы вывезти заказ.

Дешевле купить, чем производить

– Нам обещали, что мы будем поставлять нашу продукцию для “Абу-Даби Плаза”, на строительство “ЭКСПО”, так как эти объекты тоже находятся в СЭЗ “Астана – Новый город”, – продолжает Шепелева. – Но когда дело дошло до строительства, оказалось, что эти объекты поднимают иностранные компании, которым дано право работать без НДС, завозить стройматериалы беспошлинно. Естественно, у нас они ничего не берут, потому что при уплате НДС цена нашего стеклопакета будет выше, чем у завезенного из Турции.

НДС – вообще самый запутанный налог для участников СЭЗ, потому что нулевая ставка действует только при покупке участником необходимых товаров. При продаже НДС платит покупатель. Если использовать схемы, указанные в Налоговом кодексе, возникает разница между двумя видами НДС – зачетным и начисленным, которую предприятие платит государству. В итоге для самого предприятия выгода составляет ровно ноль тенге, что делает саму льготу бессмысленной.

Стабильности нет

– Несмотря на очевидные достижения, потенциал развития свободных экономических зон полностью не раскрыт, – рассказал “Каравану”  директор департамента службы развития СЭЗ национального агентства по экспорту и инвестициям АО “Kaznex Invest”  Нурлан КУДИЯРОВ. – Поэтому в 2013 году совместно с сингапурской компанией “JURONG Consultants”  был проведен анализ деятельности этих зон и разработана стратегия их эффективного развития. Были определены правовые барьеры, мешающие развитию, в частности, применимость налоговых льгот, отсутствие единого подхода в управлении зонами. Для устранения этих проблем правительством начата перезагрузка СЭЗ.

Во-первых, прорабатывается новая модель управления, которая предполагает объединение функций развития и продвижения СЭЗ в едином корпоративном центре – АО “Kaznex Invest”. Во-вторых, будет продолжена работа по дальнейшему строительству инфраструктуры. В-третьих, началась разработка нового законопроекта, который затронет вопросы налогообложения, лицензирования, таможенного регулирования и функционального устройства СЭЗ.

– СЭЗ при правильном маркетинге и управлении доказывают свою эффективность. Например, в Астане и Актау они даже по налогам уже оправдали свое существование, – считает и Эльмира Шаймарденова. – Есть определенные трудности у некоторых СЭЗ, но это трудности самой управляющей компании. Что касается льгот, то по опыту Астаны и Актау ими правильно пользуются те компании, которые знают свои права и могут их отстоять.

Ассоциация попросила Мажилис исключить из закона двоякое толкование и сделать его стабильным на весь период существования СЭЗ – это примерно 30 лет, рассказала Шаймарденова.

Кроме того, считают эксперты, надо предоставить гарантии сохранности преференций на весь период действия. Это даст предпринимателям ощущение стабильности.

 В сентябре НПП “Атамекен” должна представить план действий по улучшению работы СЭЗ. Если правительство учтет предложения предпринимателей, то к 1 января следует ожидать изменения законодательства о СЭЗ.

Загрузка...