Опубликовано: 2000

Почему Китай не воюет за нефть

Почему Китай не воюет за нефть

Два года назад – летом 2014 года – произошло чудо, которое, впрочем, ждали. Китай обогнал США по размеру национальной экономики. Пока лишь по одному показателю – паритету покупательской способности. У Китая, по итогам полугодия, он составил 17,632 триллиона долларов, у Штатов – 17,416 триллиона. По всем остальным показателям Китай так и остался вторым.

Тем не менее у страны есть все шансы стать экономикой № 1. Сегодня Поднебесная – мировой лидер по добыче угля и всевозможных руд, производству стали и цветных металлов. Здесь производится больше всего электроники, мотоциклов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, хлопка, овощей. КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем – 18 миллионов автомобилей в 2010 году.

Перечисляя все эти достижения, невольно задаешься вопросом: “Как все это двигается? Сколько нефти потребляет Китай?”.

Нефть сегодня – кровь экономики. Уровень развития страны определяется числом баррелей, которые страна сжигает. Растет экономика Штатов – растет потребление нефти – растет ее цена. И чем больше растет, тем больше создается американских военных баз за пределами США. С Китаем такая арифметика не работает.

Формально страна потребляет много нефти – 520 миллионов тонн в год. Это снова второе место в мире. Америка – 836 миллионов тонн. Но в Китае проживает почти 1,4 миллиарда человек. Понятно, что большую часть энергии народная республика получает, сжигая уголь. Тем не менее с развитием экономики страна будет потреблять все больше и больше нефти. Будет расти зависимость Пекина от импорта. А значит, ему надо защищать свои источники энергии, так как это делают США.

Когда смотрят на энергосистему Китая, обычно не видят одной особенности – сегодня это единственная страна мира, где работает государственная программа поддержки производства биогаза – “Государственная программка развития сельской биогазовой энергетики”. Она была принята в Китае в 2003 году.

Биогаз – это газовая смесь, которая образуется из органических соединений при брожении без доступа кислорода. Он состоит на 65 процентов из метана, 33 процента углекислого, а также попутных газов.

Цель программы – построить более четырех тысяч больших биостанций, функционирующих на базе отходов животноводческих ферм.

Еще в 1970-е годы китайское правительство определило биогаз как наиболее эффективный и рациональный вариант использования ресурсов в сельской местности и обеспечило поддержкой фермеров. Содействие правительства дало толчок и обеспечило бурный рост биогазовой отрасли в Китае. К 2005 году таких реакторов в Китае насчитывалось более 10 миллионов. Ежегодно они производили около 7,3 миллиарда кубометров метана. Технология “Китайский купол” стала стандартом для фермерских хозяйств. Начиная с 70-х годов около 80 процентов автобусного парка в селе и порядка 60 процентов национального парка работают на биогазе.

Общий объем производства биогаза в стране составляет 14 миллиардов кубометров в год. При этом Китай экспортирует как сам биогаз, так и двигатели на основе этого топлива более чем в 20 стран мира. В частности, через Азиатский банк развития.

Сегодня Китай обеспечивает треть своих потребностей в энергоносителях за счет биогаза. Это позволяет сэкономить до 10 миллионов тонн нефти в год. Страна планирует к 2020 году обеспечить биогазом в сельской местности 300 миллионов человек.

Метан – это всегда попутный продукт разложения. Он еще сильный парниковый газ, разрушающий озон в атмосфере. Выходит, Китай еще и борется с парниковым эффектом. А самое главное – охранять источники метана не надо. Не надо строить авианосцы, отправлять войска в другие страны. Кто будет воевать за навоз?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи