Опубликовано: 1965

Первый раз со всеми в класс!

Во всем мире дети с различными пороками и отставанием в развитии обучаются бок о бок со своими здоровыми сверстниками. Да, они немного другие, но это не становится преградой для нормального общения.Уже не первый год в Казахстане пытаются ввести инклюзивное образование, согласно которому дети с ограниченными возможностями могут обучаться в общеобразовательных школах наравне со здоровыми детьми.Такой опыт уже

применяется в крупных городах страны. Однако в сельской местности с нововведениями не спешили.

Никак не договориться

И вот в поселке Карабулак Ескельдинского района Алматинской области дети-инвалиды теперь будут посещать школу вместе со своими сверстниками.

До сих пор проблемы возникали из-за записи в заключении психолого-медико-педогогической консультации (ПМПК) “обучение на дому”, которую в сельских школах понимают буквально.

– Нас прокуратура наказывает, если ребенок, которому указано “обучение на дому”, посещает школу. Пусть напишут “свободное посещение”, – ответили в одной из районных школ.

Однако в ПМПК наотрез отказались делать такую запись.

– Мы рекомендуем ребенку обучение на дому, однако по закону он имеет право на посещение школы во внеурочное время, – пояснила С. ЖАКИПБЕКОВА, заведующая ОПМПК № 2 г. Талдыкоргана.

Обежав районные и областные отделы образования, психолого-медико-педогогическую консультацию (ПМПК), департамент по защите прав детей, органы прокуратуры и соответственно школы, мы наконец-то добрались до истины.

Оказывается, дети-инвалиды могут посещать уроки в школе во внеурочное время без всякой дополнительной записи, нужно лишь заявление или присутствие одного из родителей. И не только в классные часы или праздничные мероприятия.

– Три дня в неделю ребенок занимается дома с учителем, соответственно два дня он может посещать школу, присутствовать на уроках, общаться со сверстниками, – сообщили нам в департаменте по защите прав детей. Это подтвердили и в областном, и районном отделах образования.

И лишь после этого сельские школы наконец-то открыли двери для всех детей!

Инклюзив – не эксклюзив!

Посетив этим летом Республиканский реабилитационный центр в г. Астане, корреспондент нашей газеты увидела, как обучаются дети из других городов.

Как оказалось, в Астане в заключении ПМПК специалисты пишут: “Обучение по методу инклюзивного образования”. В этом случае дети-инвалиды имеют полное право посещать школу ежедневно в присутствии сопровождающего. Это может быть кто-то из родителей или родственников либо специально выделенный отделом соцзащиты индивидуальный помощник.

У Ардак Кадыр 8-летняя дочь – инвалид-колясочник, проходила лечение в центре. Девочка в этом учебном году пошла уже во второй класс общеобразовательной школы в Астане.

– Моя дочь за прошлый учебный год стала более раскованной, общительной и внимательной. Таким детям необходимо общение со сверстниками, они и так им обделены, – говорит Ардак.

В Кокшетау, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Актобе также практикуют инклюзивное образование.

Во многих западных странах интеграция детей-инвалидов считается чрезвычайно важной не только для самих детей, но и для всего общества в целом.

Школы не подготовлены

Главная сложность при введении инклюзивного образования – обустройство школ, в которых могли бы учиться и дети, имеющие проблемы со здоровьем. С начальными классами проще: один кабинет на все четыре года. А вот в средних и старших классах предстоит беготня по этажам. В этом случае школам придется соответствовать – нужны пандусы, специальное рельефное покрытие на полу, дополнительное пространство за партой и широкие проходы между партами.

По официальным данным, в Казахстане более 500 тысяч инвалидов,14 процентов из которых – дети. От общего количества людей с ограниченными возможностями 79 процентов – работоспособные. Но трудятся из них только три процента. Многим просто не хватает образования.

Талдыкорган

Загрузка...