Опубликовано: 2500

Перстень со змеей помог найти убийцу

Перстень со змеей помог найти убийцу

…Тяжелые серые тучи наглухо затянули черное ночное небо. Шел снег. Густые хлопья пушистым ковром ложились на мокрый асфальт, опавшую листву и таяли в кровавой луже. Рядом лежал человек.

Считается, будто проблема героиновой наркомании возникла в Алматы лишь после развала СССР, но это не так. Жестокое убийство, о котором нам рассказал пенсионер МВД, подполковник милиции в отставке Сергей РОЖНОВ, произошло в Алма-Ате в 1989 году, когда республика еще была советской и социалистической.

Налетчик устроил засаду в ЦУМе

…Ербол Кусаинов, отпросившись с работы на полчаса раньше, отправился на проспект Коммунистический (ныне проспект Абылай хана) в ЦУМ, чтобы купить своей дочурке какой-нибудь подарок. Девочке на днях должно было исполниться три года, и она попросила папу подарить ей игрушечного зайчика или котенка. В ЦУМе, как всегда, было многолюдно. Расплачиваясь, он вытащил из кармана пальто кошелек и не обратил внимания на стоявшего рядом с ним худощавого парня в черной кожаной куртке. Наконец, забрав покупку и положив ее в пакет, Ербол направился к выходу, незнакомец неторопливо двинулся вслед за ним.

Ербол очень торопился и потому шел быстрым шагом. В одном довольно темном месте ему вдруг показалось, что кто-то глядит на него тяжелым неподвижным взглядом. Однако, обернувшись, мужчина никого не увидел. Проходя под старым карагачом, он ясно услышал чье-то тяжелое прерывистое дыхание. И в ту же секунду его спину пронзила нестерпимая, жгучая боль. Крик умер, так и не родившись, ноги стали ватными, и он мешком осел прямо на сырой асфальт. Незнакомец в кожаной куртке, склонившись над распростертым телом, вытащил из кармана пальто кошелек с деньгами. Ербол, слабо застонав, пошевелился. Грабитель уже занес руку для очередного удара, когда раненый открыл глаза и из последних сил схватил незнакомца за правую руку. Однако нападавший ловко перекинул нож в левую и несколько раз вонзил его в свою жертву.

Последнее, что увидел Кусаинов в своей жизни, был пустой немигающий взгляд убийцы. “Как у змеи...” – пронеслось в голове. Ербол захрипел и, несколько раз конвульсивно дернувшись, затих навсегда. Незнакомец вытер о пальто убитого свои перепачканные в крови руки и, вытащив из кошелька деньги, бросил его на землю. После чего быстро пошел прочь.

Чья она, серебряная змея?

…Капитан Рожнов сидел в прокуренном кабинете и, неторопливо затягиваясь, размышлял. Тощая папка с материалами об очередном убийстве давала прекрасную возможность поработать вихрастой головой: “Причина убийства? Безусловно, ограбление. Личность потерпевшего? Установлена по паспорту, найденному в кармане убитого, – Ербол Кусаинов. Кто убийца? Сплошные вопросительные знаки”. Да, непросто вычислить в миллионном городе грабителя и убийцу…

Однако есть все же одна зацепка. Дело в том, что в крепко сжатом кулаке убитого судмедэксперт обнаружил серебряный перстень. Чей он? Вывод напрашивался сам собой: если не убитого, то, значит, убийцы. Этот вопрос следователь решил выяснить сразу же. Заключение судмедэксперта преподнесло и вторую зацепку: характер ранений. В заключении было сказано, что потерпевшему было нанесено шесть ударов колюще-режущим орудием с двусторонней заточкой лезвия. “То есть чем-то вроде кинжала, – сделал вывод Рожнов. – Из шести ударов четыре поразили жизненно важные органы… Значит, из шести ран четыре – смертельные. Надо допросить вдову и до конца разобраться с кольцом”. Сам перстень, приобщенный к вещдокам, Рожнов рассматривал минут пятнадцать. Надо сказать, что украшение это являлось весьма оригинальным. Обруч его был выполнен в виде извивающегося змеиного тела, а щитком служила широко раскрытая змеиная пасть. В пасти этой матово поблескивали инициалы – “М. К.”

Допрос убитой горем женщины не особенно помог следствию. Удалось лишь установить, что данный перстень она видит впервые. И что он никак не мог принадлежать ее мужу. “Имеет смысл поспрашивать у ювелиров. Конечно, шансов мало, но вдруг кто-нибудь что-нибудь вспомнит…” – решил Рожнов. Капитан с коллегами на несколько дней окунулся в нудную рутинную работу. Они ходили по ювелирным цехам, мастерским и, показывая перстень, спрашивали, спрашивали и спрашивали…

Наконец один из ювелиров-надомников, старый турок, признал свою работу. Он сказал, что делал это кольцо около года назад для “молодой и красивый девушка” – так он выразился. Капитан поинтересовался, не помнит ли старик ее фамилии. На что тот, пожав плечами, полез под стол. Минуты две было слышно лишь его кряхтение.

– Вот! – старик, вынырнув из-под стола, взгромоздил на него большую картонную коробку, доверху набитую мятыми бумажками.

– Тут надо искать! – ювелир ударил по картону, подняв при этом тучу пыли.

– Но ведь мы не знаем ее фамилии… – засомневался Рожнов.

– Зато я знаю свою работу! – возмущенно возразил ему старик. – Я записывал название того, что заказывали на каждой квитанции! Поиск затянулся на целых полчаса, в течение которых следователю пришлось выслушивать жалобы ювелира на привередливую клиентку.

– То башка у змеи не такой, то рот! Ты знаешь, сколько труда надо, чтобы такой кольцо отлить? Формы, не поверишь, по десять раз переделывать пришлось. Спрашиваю ее: “Зачем тебе этот сложный работа? Не из золота ведь вещь”. А она отвечает: для друга!

– А-а! Вот она! – воскликнул дед. Капитан схватил серенькую бумажку и прочел: “Кольцо, как змей. Маштакова Юлия Сергеевна”.

Убийца сидел на героине

Поблагодарив ювелира, Рожнов вылетел из мастерской. Спустя пять минут он уже набирал номер телефона Маштаковой, указанный в квитанции.

– Юлия Сергеевна?

– Да, – откликнулись на другом конце провода.

– Нам надо немедленно встретиться! – пошел напролом следователь.

– Зачем? – удивилась девушка. – Вы кто?

Капитану пришлось представиться.

– Ну хорошо. Приезжайте.

И Маштакова назвала свой адрес. Спустя сорок минут Рожнов уже был у нее. Старый ювелир не ошибся, Юля действительно оказалась очень симпатичной.

Не желая тратить времени даром, капитан протянул хозяйке перстень. Девушка отпрянула от него, словно от настоящей змеи. Выяснилось, что перстень этот Юля действительно заказала ювелиру год назад, так как хотела вручить в качестве подарка своему парню, Кудайбергенову Мурату. На вопрос следователя, почему кольцо изготовлено в виде змеи, девушка пояснила, что Мурату всегда нравились змеи. И родился Кудайбергенов, как оказалось, в год Змеи. Далее Юля сказала, что они с Муратом расстались.

Причиной разрыва послужило давнее пристрастие парня к героину, а так как это “увлечение” требовало денег, и немалых, то Мурат, не стесняясь, вымогал их у своих родственников, друзей и знакомых. Вся семья буквально стонала от его диких выходок, и, кроме того, Кудайбергенов умудрился в очень короткий срок распродать из родного дома множество вещей. После того как Юля отказалась дать ему денег на очередную дозу, Мурат жестоко избил ее. С тех пор прошло уже два месяца, все это время Юля старательно избегала своего бывшего жениха. На вопрос Рожнова, где Мурат может находиться в настоящее время, девушка ответила, что, вероятно, у себя дома. Оказалось, что Кудайбергенов проживает в частном доме неподалеку от вокзала Алматы-2.

– А что он еще натворил? – полюбопытствовала Юля.

– Да так… – замялся капитан, – украл кое-что…
Примчавшись в отдел, следователь доложил начальству о результатах расследования. Было решено брать Кудайбергенова немедленно.
– Осторожнее! – предупредил капитан оперов. – Он – наркоман и может пойти на все.
…Ворвавшись в дом, опера первым делом надели на Мурата наручники. Парень, только что вкативший себе приличную дозу, не мог сообразить, что с ним происходит. В кармане валявшейся на полу кожаной куртки оперативники обнаружили короткий обоюдоострый кинжал. Позднее экспертиза полностью идентифицировала этот самодельный кинжал с орудием убийства Ербола Кусаинова. Спустя пару дней в камере у Мурата началась дикая ломка, и он сам рассказал “наседке” про убийство “мужика из ЦУМа”.
Все свершилось по незамысловатой схеме: наркотики заканчивались, и срочно понадобились деньги. Каким путем их достать, Мурата не волновало. Ему было наплевать буквально на все, кроме дозы.
Даже приговор суда, 10 лет, оставил Мурата равнодушным. Он убил человека, но сам был мертв. Давно мертв. На судебном заседании в качестве представителя потерпевшего присутствовала вдова Ербола с их маленькой дочуркой. Притихшая девочка крепко прижимала к себе плюшевого котенка – последний подарок отца…
(Имена и фамилии действующих лиц по просьбе родственников изменены)

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи