Опубликовано: 1521

Парящие в небе

Парящие в небе

Парящие полеты в небе Казахстана сегодня могут совершать только уральцы. Потому что именно в Уральске находится единственный на всю республику планерный клуб.

Рядом – только птицы

На уральский аэродром “Кордон” мы приехали в разгар учебно-тренировочных полетов учащихся детско-юношеской спортивно-технической школы. В небе над аэродромом, словно птицы, парило несколько планеров. Зрелище красивейшее!

Десятиклассница Асемгуль Чугатаева только что совершила первый в своей жизни самостоятельный полет на планере. Она в восторге от того, что ей удалось перебороть все свои страхи: “Я с детства мечтала летать. В небе так хорошо и красиво! С неба мир другими глазами видишь”.

Используя энергию восходящих потоков воздуха, можно летать на планере без капли бензина и без единой “лошадиной силы”. “Мы не зависим от ветра, находим потоки воздуха и летим туда, куда хотим. Рядом кружатся птицы и указывают нам потоки”, – романтично объясняет нам технику полета летчик-инструктор Павел Кононов.

За званиями – за рубеж

Ежегодно в планерное отделение клуба поступают не менее полусотни мальчишек и девчонок, которым исполнилось 14 лет (кстати, возрастной ценз в этом деле соблюдается жестко). Но даже после почти годовых предполетных подготовок к самому полету подходят не многие. И даже не все из тех, кто впервые оказался на аэродроме перед планером, решаются взлететь. Многие просто уходят. Остаются только самые увлеченные.

Талгат Убышев планеризмом занялся пять лет назад, тогда вместе с ним учились 24 человека, сейчас остались всего двое – он и Асет Айбеков. В прошлом году они вдвоем впервые участвовали в открытом первенстве России среди юниоров по планерному спорту в Новосибирске. И сразу по нескольким упражнениям заняли первые места. “Поначалу интересно просто летать, потом появляется спортивный азарт, хочется летать быстрее, дольше!” – говорит Талгат. Сейчас у него первый разряд по планерному спорту, и он уже готов защитить звание кандидата в мастера спорта. Но в Казахстане нет и одного судьи-планериста, а нужно три. Единственный выход – ехать за званием мастера за рубеж.

Планер – шаг в большую авиацию

Почти все, кто хоть чего-то достиг в большой авиации, начинали с планеризма. Знаменитый конструктор самолетов Сергей Ильюшин считал, что планеризм для авиационного конструктора – та люлька, в которой обязательно должен качаться ребенок, прежде чем научиться ходить.

– Планерист сверху должен уметь определить поверхность площадки, скорость ветра и только потом садиться. В большой авиации к посадке на площадке допускаются редкие летчики, а у нас дети на втором году обучения уже сами садятся на площадку, и ничего, – говорит Павел Кононов.

Дотянуться до небес

Планеризм – один из самых дорогих видов спорта. Сами планеры стоят немало, да и каждый выход в небо обходится не в одну сотню тысяч тенге. Потому почти 10 лет в небе над Уральском было тихо – клуб не работал.

Но шесть лет назад он возродился – благодаря энтузиастам, которые все эти годы сохраняли авиабазу и технику. Сами сторожили планеры и самолеты, чтобы их никто не растащил по кусочкам. Не разъехались, хотя приглашений было много. Сейчас авиаклуб существует за счет областного бюджета. И у уральских мальчишек и девчонок есть уникальная возможность дотянуться до неба.

А земля с высоты птичьего полета неописуемо красива – в этом мы убедились лично. Под руководством заслуженного летчика СССР Павла Кононова мы совершили первый в своей жизни полет на планере. Леса, перелески, изгибы больших и малых рек, дороги и бескрайние поля – с высоты картина завораживает. Планер зависает в воздушных потоках – словно для того, чтобы мы могли вдоволь налюбоваться. А рядом, расправив крылья, парит орел…

Загрузка...