Опубликовано: 1653

Палочка Вольфа

Палочка Вольфа

Дирижер – это актер и шоумен, уверяет один из самых популярных маэстро Израиля Леонтий ВОЛЬФ, выступивший в Павлодаре.

В расцвете карьеры, а именно в 1990 году, он уехал на землю обетованную. Сегодня 53-летний дирижер дал концерт с Павлодарским симфоническим оркестром. Леонтий Вольф – главный дирижер и худрук оркестра и хоров города Техниона и филармонического хора Тель-Авива.

Начинал как актер

– Скажите, дирижер руками может показать все?

– Если говорить о музыке, то да. Жестом я даю понять, во-первых, кто играет сейчас. Во-вторых, с кем. В-третьих, в каком темпе. В-четвертых, в каком характере – сурово-пронзительном или лирически-мягком.

– Тогда, получается, дирижер может быть актером?

– Откуда у вас такая мысль?!

– Вы сами на нее навели.

– Видимо, ее хорошо вложил в меня мой учитель, известный профессор Арнольд Михайлович КАЦ, отличавшийся своеобразным мышлением. Он говорил, что дирижер на 90 процентов является актером.

– А вас не приглашали в театр или кино?

– Приглашают, и я не отказываюсь. Из любви к кинематографу иногда играю роли статистов. В Израиле снимают много художественных и документальных фильмов, связанных с религией. Так вот меня зовут на роли, и даже без слов. Играю с удовольствием.

– К этим ролям подходит ваш колоритный внешний образ?

– Например, телеканал Би-би-си снимал фильм “Сын Бога”, и в нем я сыграл апостола Матфея. Кстати, первые мои шаги в искусстве были в мимансе, а именно в Новосибирском театре оперы и балета. В одной из ролей я, 15-летний пацан, вышел на сцену только для того, чтобы подать шубу царю в “Борисе Годунове”.

И запонкой блеснуть!

– Дирижер стоит между музыкантами и публикой. Вы говорили, что предвосхищаете игру оркестра, а как идете на контакт со зрителем?

– Другой мой учитель, главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Исидор ЗАК, говорил: “Я всегда дирижирую так, как если бы в зале сидел человек, который талантливее и умнее меня”. Каждую секунду надо выкладываться на 100 процентов и не позволять себе “кое-какство”. Строки “Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво” для меня очень серьезные.

– Некоторые ваши коллеги увлекаются заигрыванием со зрителями. Почему это происходит?

– У гениального дирижера Герберта фон Караяна в нотной партитуре было записано: “В этом месте блеснуть запонкой в публику”. Заигрывание? Стопроцентное! Это из той области, что дирижер должен быть актером.

– Но это уже какое-то шоуменство!

– Да! Но надо понимать, где начинается дурновкусие. Настоящий мастер знает границы.

– Говорят, вы стали самым молодым главным дирижером в театрах СССР. Важен ли опыт для дирижера?

– Начинал я свою деятельность в Новосибирском оперном театре, был ассистентом дирижера у Зака. Потом уехал в Челябинский оперный театр, там исполнял обязанности главного дирижера, но официально им не стал. Потом предложили стать главным дирижером театра Ижевска – столицы Удмуртии. Так в 28 лет у меня начался уральский период.

В то время великий советский дирижер Юрий Темирканов организовал лабораторию главных дирижеров оперных театров СССР, там я был самым молодым. Говорят, дирижирование – профессия второй половины жизни. Я отмечу, что дирижирование – это прежде всего руководство. То есть ваш вопрос перефразируем так: может ли руководитель быть молодым? Может! Недостаток в лице молодости со временем проходит (улыбается).

30 лет спустя

– Вы не в первый раз в Павлодаре?

– Да, я бывал у вас в 1981 году. Дело в том, что в армии я служил вместе с павлодарцем Илларионом ДАВЫДОВЫМ. Это известный саксофонист, который несколько лет жил в Москве и со своим братом был участником группы Криса КЕЛЬМИ “Рок-ателье”. Сейчас он живет в Израиле, мы близко дружим. А тогда, после армии, Илларион пригласил меня сюда в гости. Я даже успел прочитать две лекции в Павлодарском музучилище. На тот момент я работал в Новосибирском оперном театре и увез из Павлодара двух певиц.

– Как составляли репертуар павлодарского выступления? Например, почему выбор пал на композицию из фильма “Список Шиндлера”?

– Я слышал о хорошем уровне Павлодарского симфонического оркестра, послушал некоторые записи. Когда мне предложили Первую симфонию Иоганнеса Брамса, я был обеими руками “за”, потому что это очень серьезное сочинение, которое композитор вынашивал 20 лет. Произведение “Интродукция и рондо каприччиозо” Камиля Сен-Санса – яркое и броское, и оно дало показать свое мастерство скрипачке Асель ИМАЙО (павлодарка, вышедшая замуж за японского музыканта и живущая ныне в Павлодаре и Токио. – Прим. авт.).

Далее мы думали о какой-нибудь увертюре. Совершенно случайно в телефонном разговоре директор оркестра Ирина Рахимжанова сказала, что только что посмотрела фильм “Список Шиндлера”. В нем музыка не симфоническая, а кинематографическая, но очень душевная. В ответ говорю ей, что дирижировал эту композицию Джона Уильямса, кстати, удостоенную “Оскара”, и у меня есть ноты. А симфонический кюй “Дайрабай” известного композитора Еркегали Рахмадиева стал красивым завершением концерта.

Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар

Загрузка...