Опубликовано: 1800

Падение тенге не спровоцировало такой же рост цен на продукты

Падение тенге не спровоцировало такой же рост цен на продукты

Насколько упал тенге за полгода? Со 183 до 360. Фактически на 100 процентов. При этом цены в магазинах выросли всего на 15–40 процентов. Учитывая, что наша страна обеспечивает сама себя продуктами питания от силы на 30 процентов от потребности, можно было ожидать, что они вырастут гораздо сильнее. Процентов так на 60–80. В производстве одежды провал еще больший: отечественное производство закрывает лишь 5–6 процентов

потребности. Но и здесь цены растут не так быстро. А по некоторым позициям даже падают. Что же происходит на рынке?

Цена любого товара складывается из четырех основных факторов: цена производителя или поставщика, транспортировка и хранение, расходы магазина, налоги государству. С ценой производителя сделать нельзя ничего. Поэтому оптовые цены, как правило, остаются старыми. Учитывая, что две трети продуктов питания мы импортируем, то расходы по доставке для Казахстана очень велики.

– Потребительский спрос сильно не упал. Он не может упасть резко. В масштабах страны от силы на 10 процентов за 3–4 месяца. Но эффект от такого сокращения уже есть. Из-за падения тенге цены на услуги логистики упали. Сегодня доставить обычный трак из Европы до Алматы стоит чуть менее 6 тысяч евро. Год назад эта цена была порядка 9 тысяч евро. При этом евро дорожал с меньшей скоростью, чем доллар. Ввозить стали меньше, поэтому компании соглашаются на любую работу по низким ценам, – рассказал “КАРАВАНУ” председатель Совета ассоциации таможенных брокеров РК Геннадий ШЕСТАКОВ. – Но одновременно усилилось давление государственных органов на логистику. Это постоянные проверки на пунктах пропуска, давление на импортеров. Как следствие, в Казахстане практически прекратился транзит в третьи страны. Значительно сократился даже поток товаров, идущих напрямую в Казахстан. Те товары, которые предназначены для нас, сначала едут в Киргизию или Россию, там проходят таможенную очистку, и уже как товар Таможенного союза приходят к нам.

Расходы магазинов формально не сократились. Но так как цены выросли, то и маржа продавцов немного упала.

– Все продавцы помнят кризис 2008–2009 годов, в котором увеличение цены в ритме роста курса привело к обвалу оборотов. Потому торгующие компании очень осторожны – слишком высокая наценка приведет к низкой конкурентоспособности цены товара и провалу объема продаж, что увеличит оборачиваемость товара в 2 раза и соответственно уменьшит наценку в 2 раза, – рассказал “КАРАВАНУ” управляющий компании Trade Help Андрей КАЛМЫКОВ. – Таким образом, наценку повышать незачем.

В нашей стране, как во всем мире, есть два вида продавцов. Одни работают на скорости товарооборота и получают доход за счет больших продаж, не завышая маржу. Для поддержания скорости оборота товара они выступают регуляторами и цены поставщиков, так как им невыгодно резкое увеличение цены закупки товара. В таких магазинах нет большого выбора товара, но всегда есть популярные марки. Ассортимент их создан по принципу распределения Парето – 80 процентов оборота делается 20 процентами товара. Остальное даже не выставляется на полки.

Вторые продавцы работают на марже и получают доход за счет наценки. Это “магазины у дома”. В стране их более 20 тысяч. Они делают высокую наценку – 50–100 процентов, не могут влиять на цены, платят низкие налоги. Поэтому если у них высокая арендная плата за помещение, да еще привязанная к курсу, то они будут вынуждены свернуть бизнес. Как уже происходит в Алматы.

Сейчас в Казахстане работает две сети магазинов-дискаунтеров: “Магнум” и Small. Дискаунтерные бизнес-процессы самые жесткие, требуют очень четкого и эффективного контроля, оптимизации и управления. А раз так, то эти сети будут расширяться.

– Прогноз роста дискаунтерных магазинов – плюс 10 процентов в год. Это планы двух конкретных сетей, – сказал Андрей Калмыков. – Прогноз роста супермаркетов – тоже плюс 10 процентов. Прогноз роста магазинов у дома – минус 15 процентов.

Как в этой ситуации поступают власти? Давление на бизнес увеличилось. “КАРАВАН” уже писал, как налоговый комитет собирает недостающие налоги в бюджет. И основания для этого есть. Ведь с увеличением цены выросли обороты, а значит, растут и налоги. С другой стороны, правительство поставило перед собой главную задачу – сдержать цены на социально значимые товары. И прежде всего из потребительской корзины. Это хлеб, крупы, молоко, сахар, мясо. Ответ местных властей на кризис – проведение ярмарок. Но ярмарки занимают не более 50 из 365 дней в году. Настолько они и решают проблему сдерживания цен.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи