Опубликовано: 4300

Отстойные воды

Отстойные воды

Южная столица воду не экономит. Моет полы и посуду, стирает, спускает в канализацию. И вода в накопителе сточных вод – озере Сорбулак – постоянно прибывает. Если не принять срочных мер, грязные воды Алматы обрушатся вниз, на поселки, стоящие на пути, – вплоть до окрестностей озера Балхаш.

Печально знаменитое озеро, в которое стекает вся городская канализация, встретило нас спокойным равнодушием. Если бы не плотная пена, лежащая у самого берега, можно было бы подумать, что вода тут самая что ни на есть экологически чистая.

Но эта пена, как нам пояснил эколог Мэлс Елеусизов, не что иное, как СПАВы – синтетические поверхностно-активные вещества. То есть остатки стиральных порошков и моющих средств. Они здорово облегчают жизнь домохозяек, но при этом плохо поддаются переработке и очищению.

А еще он вспомнил, как в восьмидесятые годы, прибыв по служебной надобности на Сорбулак, застал здесь весьма живописную картину:

– Зона была сплошь усыпана рыбаками, здесь купались, готовили пищу на воде, взятой прямо из накопителя. Когда мы сказали, что это сточные воды, нас чуть не побили. Мы, помнится, взяли двух карасиков на анализ, так потом вся лаборатория у нас источала “ароматы” озера, поскольку отбросами пропитывается каждая клетка живого организма.

Сегодня рыбу из Сорбулака можно встретить на городских рынках и даже в ресторанах и кафе. Правда, хищной рыбы в озере уже давно нет. Подвела пищевая цепочка: хищники, поглощая своих более слабых собратьев, получали усиленную дозу вредных веществ – и не выжили.

О пищевой цепочке эколог упоминал несколько раз, наблюдая, как пасутся стада на берегу озер правобережного канала Сорбулака.

– Видите, животные воду пьют прямо из накопителей. А ведь никто не проверял, сколько вредных веществ, тяжелых металлов, в какой концентрации содержится здесь. Частицы тех же стиральных порошков попадают с водой в организм животных, а затем и в нашу с вами пищу.

Накопитель проблем?

Проблема наполнения Сорбулака, одного из самых крупных отстойников фекальных вод в мире, поднимается экологами постоянно. Но – с тем же постоянством! – игнорируется властями. Хотя многие еще помнят наводнение, вызванное другим менее масштабным накопителем – Жаманкум, случившееся в конце января 1988 года.

– Жаманкум имел гораздо меньшие объемы, но наделал много бед. Было снесено два моста, погибли 13 человек, – вспоминает Мэлс Елеусизов.

Специалисты предупреждают: то же самое, но уже в гораздо больших масштабах, может произойти и с Сорбулаком.

Потенциальную опасность представляют и несколько небольших озер правобережного канала, выстроенного в 1995 году для разгрузки Сорбулака. Но проблема решилась лишь частично.

Более того, вода из накопителей правобережного канала уходит прямиком в Или. А ведь в накопителях она подвергается вторичному загрязнению, насыщаясь сине-зелеными водорослями, которые, высыхая, выделяют ядовитые испарения, богатые фенолами. Сливать такую воду в огромную реку – просто вредительство, говорят специалисты.

Но… Министерство по ЧС, утомленное настойчивостью экологов, как-то проверило сточные воды. Документ, свидетельствующий о министерской проверке, нам показал технический директор Гипроводхоза Майдан Нуртазин. Черным по белому написано: никакой опасности Сорбулак ни в ближайшем, ни в далеком будущем не представляет.

Мэлс Елеусизов, тоже некогда работавший в Гипроводхозе, считает министерскую проверку формальной и настаивает на более детальном решении проблемы Сорбулака.

– Сейчас вода подошла к самой дамбе, до критической отметки в 621 метр (высота дамбы 624 метра). Даже если вода поднимется на метр, дамбу может просто накрыть волной.

Не стоит забывать и о сейсмичности нашего региона. Достаточно небольшой трещины в земной коре, чтобы воды Сорбулака вырвались наружу и понеслись в сторону Куртинского водохранилища и дальше – вплоть до озера Балхаш…

За нас подумает природа

Экологи предлагают свой вариант решения проблемы: сделать канал из Сорбулака, очищать его и использовать воду для полива технических культур и уже затем сбрасывать ее в Куртинское водохранилище. Правда, потребует это немалых вложений и времени, и денег.

В городском предприятии “Водоотведение”, дочернем подразделении “Водоканала”, считают, что сбрасывать в Курты воду из Сорбулака невозможно.

– Пропускная и очистительная способность Куртинского водохранилища не так высока, как у реки Или, – пояснил нам главный инженер предприятия Виктор Жигун, – да и в окрестностях Курты очень много населенных пунктов, которые потребляют его воду. А по пути следования реки Или вплоть до Балхаша и Баканаса водозаборов нет.

В одном и экологи, и работники “Водоканала” солидарны: воду отстойника нужно не просто накапливать, но и использовать после тщательного очищения для полива технических культур. Вопрос опять же упирается в деньги. Одному “Водоканалу” такую нагрузку не осилить.

Но вполне возможно, что природа решит проблему за нас. Экологи уже давно предупреждают о том, что фекальные стоки Сорбулака понемногу подбираются к подземным водам. А те, словно избегая опасной близости, с каждым годом все глубже уходят под землю, уменьшая свой уровень.

Так что скоро южной столице будет грозить жажда. Сливать в Сорбулак будет просто нечего…

Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи