Опубликовано: 2700

“Открытое небо” разорит “Эйр Астану”

“Открытое небо” разорит “Эйр Астану” Фото - Тахир САСЫКОВ

6,6 миллиона убытков по итогам шести месяцев текущего года! Но руководство компании не теряет оптимизма. По словам ее президента Питера Фостера, “мы знаем, что делать и как смягчить негативные факторы, особенно после прошлогодней девальвации тенге. Эти потери постараемся закрыть. Потому что наши затраты среди авиакомпаний мира, предоставляющих полный спектр услуг, – самые низкие, а значит, мы работаем эффективно”.

Оптимизм уместен, когда основан на холодном расчете всех вариантов. У национального авиаперевозчика есть пока три аргумента для этого. И один малоприятный сценарий. Но начнем с хорошего.

Салам, гости дорогие и дешевые!

Да, в первом полугодии продажа билетов упала на 27 процентов, а пассажиропоток – на 7 процентов, в основном за счет падения на внутренних маршрутах. После девальвации народ стал жестче экономить: поездом дольше, но пока дешевле. А ехать надо. Поэтому “Эйр Астана” не собирается повышать цены на билеты:

– На внутреннем авиарынке Казахстана у нас четыре конкурента, а на международных рынках мы конкурируем с 22 иностранными перевозчиками, в том числе с крупнейшими авиакомпаниями мира, мы не монополисты. Поэтому повышение тарифа будет иметь обратный эффект, – сказал г-н Фостер на брифинге неделю назад.

В плюс компании можно записать и два десятка новых маршрутов, открытых национальным перевозчиком за последние пару лет – Париж, Сеул, Санкт-Петербург, Гонконг, Казань, Баку, Ташкент, Тбилиси, Хошимин, Киев, Тегеран и другие точки мира. А также рост числа транзитных пассажиров – за счет организации удобных стыковых рейсов, развития маршрутной сети (рейсы из Алматы в Юго-Восточную Азию стартуют вечером и состыкованы с рейсами из России, Украины, Грузии и Киргизии) и привлекательных условий для путешественников, следующих транзитом через Казахстан. Сегодня “Эйр Астана” предоставляет стыковки по 250 международным маршрутам, подключив к этому 45 тысяч туристских агентств по всему миру, а также собственный веб-сайт, который работает на восьми языках мира.

Справка “КАРАВАНА”

В 2010 году 10 тысяч международных транзитеров, прилетающих в Казахстан, пользовались услугами “Эйр Астаны”. Это те, которым надо было лететь куда-то дальше – через Астану или Алматы. В 2014-м таких клиентов было 200 тысяч. Сегодня их стало еще больше.

Еще бы! В рамках госпрограммы “100 шагов” Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил трансформировать страну в международный транзитный хаб. Национальный авиаперевозчик и здесь нашел свою фишку – реализовал в Казахстане всемирный проект “Стоповер за счет авиакомпании”.

Кто такой стоповер? Пассажир, который летит транзитом из своей страны бог весть куда. Но если у него между рейсами есть существенный временной лаг, то он может ознакомиться с местными достопримечательностями в транзитной стране. Таким гостям – не важно, один ты путешествуешь в бизнес-классе или группой в экономном – всем предоставляют номер в отеле на сутки и трансфер в аэропорт.

Г-н Фостер, рассказывая об этом проекте “Air Astana Holidays”, заявил, что любому стоповеру через “Эйр Астану” отель на ночь обойдется всего в ОДИН американский доллар, гостиница входит в стоимость билета. Для любого путешественника такой стимул – за одну поездку увидеть две страны – сильная замануха. Халява же. И мировая практика тому пример, в Сингапуре, к примеру, такую программу оплачивает государственное бюро туризма.

Обратил внимание на одну деталь. Говоря о проекте, Фостер сказал, что “НАШИ туристические организации могут хорошо продвинуть этот сектор туризма и помогут транзитным проектам”.

Он уже ассоциирует себя с Казахстаном? Ну да, столько лет здесь работает. Но, похоже, не понимает отдельные планы правительства. А они порой возникают. Например, вероятное грядущее соглашение с Россией об открытии казахстанского неба для мировых авиаперевозчиков. Для них это – невероятный, просто сумасшедший джекпот вернуть время вспять, когда все международные рейсы шли через Москву. Для “Эйр Астаны” – катастрофа.

Все банды в гости будут к нам

Что такое режим “открытого неба”, принятый некоторыми странами мира? Да самый банальный проходной двор! Дуй кто хочешь и куда хочешь забесплатно и через твою “кухню”, и через “спальню”. Официально это “снятие в одностороннем порядке ограничений на полеты воздушных судов назначенных авиаперевозчиков”. Фактически любая компания, независимо от того, заключены межправительственные соглашения об авиасообщении между страной прилета и страной вылета, может пользоваться вашим небом, как вздумается, в любом направлении. Кто принял политику “открытого неба” для всех? Страны третьего мира. Развитые государства такой подход вообще не рассматривают, ведя жесткие переговоры и только на двустороннем уровне, когда видят равноценный обмен. Наши ближайшие соседи – ни Китай, ни Индия, ни Россия – не применяют режим “открытого неба” для иностранных перевозчиков.

В августе Россия в четвертый раз за последние 12 лет предложит Казахстану именно этот вариант. Предлагает замминистра транспорта РФ Валерий ОКУЛОВ (муж старшей дочери Бориса Ельцина, тот самый, который некогда активно сотрудничал с беглым российским олигархом Борисом Березовским и которого несколько раз пытались обвинить в различных экономических грехах).

Сегодня Казахстан не готов рассматривать предложение соседей. По словам председателя комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию Бекена СЕЙДАХМЕТОВА, страна пока не готова открыть небо для России.

– Принципиально наша позиция – взаимная выгода. Если сейчас “Аэрофлот” войдет со своими 180 самолетами, то от “Эйр Астаны” ничего не останется. Потому что маршрутная сеть “Аэрофлота” – это весь мир. И, естественно, у них есть преимущества: они за пролет по Транссибу берут порядка 500 миллионов роялти от иностранных авиакомпаний ежегодно. Они могут субсидировать, демпинговать и прочее, – отметил г-н Сейдахметов.

В то же время сейчас этот вопрос рассматривает рабочая группа под началом вице-министров двух стран.

По мнению Сейдахметова, если Казахстан и откроет небо, то это произойдет не сразу и поэтапно, “когда мы будем готовы конкурировать в полный рост. Европа шла к этому 40 лет. Пока же мы предлагаем придерживаться паритетных и взаимовыгодных условий…”.

Как считает Питер Фостер, “открытое небо” будет препятствовать развитию транзитного потенциала Казахстана и позволит перевозчикам из других государств отнять значительную часть пассажиропотока у “Эйр Астаны”. Условно говоря, российские самолеты смогут перехватывать пассажиров из Европы, которые летят в Казахстан, и мы, казахстанские пассажиры, также будем добираться до Европы через Москву. И все потому, что за счет миллиардных субсидий “Аэрофлота” давление будет не только на нашего перевозчика, но и на другие европейские авиакомпании, выполняющие рейсы к нам. И что от этого выиграет Казахстан? Иностранный перевозчик с базой и хабом за рубежом никогда не будет развивать транзит, а только завернет пассажиров через свою сеть, выстраивая транзит уже в своей стране. Если министерству транспорта России все-таки удастся протащить через наших чиновников идею “открытого неба”, тогда уж точно придется попрощаться с идеей транзитного хаба в Казахстане и с амбициями собственной авиации.

Честная конкуренция всегда полезна. Она здорово подстегивает производителя товаров и услуг придумывать нечто, позволяющее обыграть соперника если не в стратегии, то хотя бы в тактике. Для этого конкуренты должны выступать в одной весовой и возрастной категории. Но в том, что предлагает Россия, этого нет.

Кстати, многие даже самые продвинутые страны мира от договора “открытое небо” до сих пор открещиваются как черт от ладана. Ну да, кому охота отдавать свой рынок чужакам? Хотя проект как бы изначально предполагал, что это будет улица с двусторонним движением. А ключевое слово здесь – “предполагал”.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи