Опубликовано: 199 36015

Оралманы должны вести себя порядочно и не подставлять других людей - Мендикулова

Оралманы должны вести себя порядочно и не подставлять других людей - Мендикулова

Несколько лет назад казахское общество взорвалось от заявления историка Гульнары МЕНДИКУЛОВОЙ, которая утверждала, что танец кара жорга не является народным танцем казахов. Слова ученого прозвучали как гром среди ясного неба в тот момент, когда кара жоргу пытались сделать чуть ли не символом казахской культуры.

Чтобы утверждать подобное, необходимы знания и научная смелость. Всего этого у доктора исторических наук профессора КазНУ имени аль-Фараби Гульнары Мендикуловой хватает с лихвой. Смелости она училась в собственной семье, в которой отец Малбагар Мендикулович был одним из первых казахских архитекторов. Он считается основоположником казахстанской советской архитектурной науки, создателем кафедры истории архитектуры архитектурного факультета Казахского политехнического института. Позже на базе этого факультета будет создан самостоятельный архитектурно-строительный институт, ныне Казахская головная архитектурно-строительная академия. Отец шел вперед, не оглядываясь на авторитеты. Для него, фронтовика, награжденного пятью боевыми и двумя трудовыми орденами и многочисленными медалями, важнее всего была научная истина.

Простота линий при внешнем изяществе – таков, наверное, стиль архитектора Мендикулова, свидетельством чего являются генеральные планы развития городов Алма-Аты, Ташкента, Шымкента, Павлодара и многих других, Дворец бракосочетания, памятники Жамбылу и Мухтару Ауэзову в Алматы. Имя Мендикулова носит одна из алматинских улиц в микрорайоне “Самал”.

Поиску истины он учил и дочь, зародив в ней интерес к истории казахов, особенно тех, кто оказался вне родины. Гульнара стала историком и до сих пор благодарит судьбу, что ей, как и многим другим молодым специалистам, повезло работать под руководством академика Манаша Козыбаева, который щедро делился с учениками не только знаниями. Он знакомил их с учеными всего мира, которых интересовала история казахов, тюрков. Именно академик Козыбаев поддержал научные начинания Гульнары в изучении истории соплеменников, волею судьбы попавших за рубеж.

Оралманы и казахи, оказавшиеся в плену в годы Второй мировой войны, – то, что сейчас изучает Гульнара Малбагаровна. И отсюда твердое убеждение, что нельзя искусственно привносить на казахскую почву то, что пытаются выдать за исконно народное творчество.

Нельзя обманывать и вводить людей в транс

– Гульнара Малбагаровна, несколько лет назад вы твердо выступили против навязывания танца кара жорга как истинного народного танца казахов. Почему?

– Дело в том, что танец кара жорга с той монотонной музыкой, однообразными телодвижениями, в каком его пытались насадить повсеместно, был завезен к нам китайскими казахами и начал агрессивно продвигаться как истинно казахский. У предков казахов были боевые ритуальные танцы для самовыражения ратного духа воинов, развития координации и чувства ритма, что было необходимо для боевого искусства. Но никакого отношения к данному танцу они не имели.

– А можно ли говорить, что кара жорга создан суфиями?

– Я бы не стала так говорить и касаться темы суфиев вообще, но кара жорга во многом вводит людей в транс, ибо движения там медитативны, и не может хорошо отразиться на психологическом здоровье людей. В Казахстане впервые этот танец был исполнен на театральной сцене во время спектакля “Айман – Шолпан” еще в 1932 году. И мы его помним в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. В наши дни казахи, вернувшиеся на историческую родину из Китая, стали исполнять монгольский танец, который распространен среди казахов Китая и Монголии, выдавая его за казахский. С этим я и не согласилась. Надо называть вещи своими именами, а не подтасовывать факты.

– Встречаются ли в архивных документах упоминания об этом танце?

– Нет, ни в одном источнике я не встречала информации о том, чтобы казахские джигиты вставали и шли танцевать с “пьяными движениями”. Сама природа номадов и воинов не располагала к появлению танцев с такими телодвижениями. Перед битвой, каким-то испытанием, готовясь к смерти, воины исполняли танцы с оружием! Движения были четкими, резкими и выполнялись с достоинством!

– Вы не побоялись сделать подобное заявление, зная, что даже в верхах стало модным танцевать кара жоргу!..

– А чего бояться, если я твердо знаю, что в культуре казахов такого танца не было? Правда ученого ничто без поддержки народа. Самое главное, почему люди поддержали меня, – они интуитивно чувствовали, что это не для них. Вы можете говорить что угодно, к примеру, что Эйфелеву башню построил казах. Но никто вам не поверит, потому что все знают: ее построил Густав Эйфель и она находится в Париже.

Местные и оралманы

– Темой ваших научных интересов стало изучение казахской диаспоры за рубежом и оралманов. Сколько всего казахов было бы в наши дни, не случись голодомора, Второй мировой войны?

– В 1991 году на одной из встреч с зарубежными учеными, которые любил проводить наш наставник – академик Манаш Козыбаев, присутствовал один маститый профессор из Ирана, который прямо при нас подсчитал и указал, что на тот момент казахов могло бы быть 25 миллионов человек. Сегодня я после изучения многих архивов, как ученый, с этой цифрой не могу не согласиться. Дело в том, что переписи царской России во многом были не точны вследствие того, что не учитывали степняков на кыстау (зимовках) или жайляу (летовках). Учет велся по населенным пунктам.

– А откуда появилось желание исследовать такое явление, как оралманы?

– Тема моей докторской работы – “История казахской диаспоры”. Она вплотную соприкасается с проблемой оралманов. В начале 1990-х годов казахи стали возвращаться в Казахстан, и поэтому проблемы репатриации обязательно надо было поднимать. В своих работах я рассматривала варианты того, каким путем приезжают казахи на историческую родину. Сама идея возвращения только приветствуется. Но здесь надо учитывать такой момент, смотреть, как и кто возвращается. То есть необходимо изучать причины, по которым они возвращаются

. Хорошо ли им жилось в стране, откуда переезжают к нам. Почему они предпочли вернуться, с какого рода проблемами сталкиваются здесь – культурные, социальные и т. д.

Какова перспектива их жизни, что они планируют на будущее – дать детям образование в нашей стране и осесть здесь или решили просто приехать на землю казахов, поклониться ей. У каждого свои причины, но и условия, в которые они попадают, нам надо знать и изучать, чтобы помочь адаптироваться.

Надо сказать, что и в советский период было несколько волн репатриации. Например, одна была вызвана насильственными событиями (культурная революция) в Китае. Люди приезжали всегда, но не так массово. Помнится, в 1991 году пытались организовать первый караван казахов из Монголии. Существовала идея поселить их в Восточном Казахстане и в северных областях для развития сельского хозяйства, иначе говоря, преследовалась конкретная экономическая, хозяйственная цель. На призыв приехать в основном откликнулись казахи из Баян-Улгийского аймака. На следующий год – из Хобдинского аймака. Но причина была все та же – развитие хозяйственной инфраструктуры, особенно животноводства, о чем говорят архивные документы тех лет.

Далее следует соглашение с Ираном в 1993 году, когда мы взяли на себя обязательство принять казахов – беженцев из Афганистана. Вот с этого периода, как я считаю, началась работа всего государственного механизма по возвращению казахов, правовую основу для которого составил Закон о миграции, определивший статус оралманов.

– Но есть и другие причины возвращения казахов на историческую Родину?..

– Понимаю, о чем вы говорите. Да, часто сталкиваешься с тем, что некоторые недобросовестные ученые начинают говорить, что казахи возвращаются, чтобы увеличить число казахов. Но, по последним данным, на начало 2015 года дается цифра 956 тысяч казахов, которые переехали к нам за 24 года. Иначе говоря, даже один миллион не переехал. Поэтому давайте не спекулировать, а оперировать цифрами.

– Проявилось отрицательное отношение к оралманам со стороны местных жителей. Нередко можно слышать вопросы, а почему им дают землю, жилье, пособие, а мы здесь живем всю жизнь, и нам ничего. Возможно, в таких словах и есть резон, но как в целом преодолеть негатив, ведь люди едут сюда, полные надежд на то, что их встретят хорошо?

– Надо работать с обеими сторонами. Во-первых, оралманы должны вести себя порядочно, не бить себя в грудь и не подставлять людей, которые здесь жили. А то, действительно, приезжают сюда и начинают с пеной у рта кричать: “Я вернулся на историческую родину!”.

Да, вернулись. Хорошо. Тебе все предоставили – живи и работай. Радуйся. Зачем же подсиживать людей? Приведу такой пример.

Три года назад оралманка из Монголии стала писать во все инстанции на директора школы в Кокшетау, который очень много сделал для этой школы, ее развития. И наши местные власти, не разобравшись в вопросе, его убрали, а ее поставили на место директора.

Еще один пример. В 1996 году один аксакал на совещании начал говорить, что их заселили в Жамбылскую область, где они живут без света, газа и т. д. А у меня друзья в том районе, о котором говорил аксакал. И они возмутились: абсолютно все им уходит, и за все платит государство, а они искажают факты.

Меня поражает такое отношение. Когда вы не работаете и хотите, чтобы вам все принесли в клювике, вы вечно будете недовольны. Во-вторых, я не думаю, что оралманов, кто встал на ноги в Казахстане, мало. Будучи в 35 странах мира, всегда встречалась с казахами, проживающими там. Знаю, кто сюда переезжает и кто там остается.

Кто мешает казахам, переехавшим на историческую родину, работать? У них есть нехорошая тенденция: чуть что – писать Президенту страны. Поэтому многие чиновники на местах предпочитают все сделать для оралманов, только чтобы не приезжали с проверками и не было жалоб.

– В своих научных публикациях вы нередко отмечали, что казахам присущи адаптивность, умение приспособиться к условиям окружающей среды, что эти качества в крови у них. А что мешает оралманам?

– В самом начале главным тормозом для скорой адаптации оралманов был русский язык, который они в подавляющем большинстве не знали. Но сейчас ситуация совершенно поменялась. Идут великолепные программы на казахском языке на телевидении, аудитория казахскоязычная расширилась. Язык востребован, он развивается, и на сегодня, я считаю, проблем с ним нет на любом уровне общения – в магазинах, акиматах. Действуют центры поддержки оралманов, в которых имеются юристы, психологи. Другое дело, что раньше казахстанское общество спокойно относилось к оралманам, но когда те начали вести себя не совсем корректно, то появилась обратная реакция – негатив в восприятии их.

Не надо лезть в Тулу со своим самоваром. Не надо претензий предъявлять, мол, только мы язык сохранили и традиции, а у вас девушки слишком свободны.

Да, современные казашки независимы, образованны, да у нас есть недостатки, а у кого их нет?! Но именно наши отцы и деды сохранили эту территорию, язык, традиции нашего народа, создали государство – Республику Казахстан! И хорошо бы это помнить не только оралманам, но и всем.

Нам нельзя сейчас разделять общество на оралманов и не оралманов, тем более сейчас – в кризис. В данной ситуации рецепт один – необходимо сплотиться, консолидироваться и осознавать, что все мы – казахстанцы.

Алматы

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Гость 3 июня

Уважаемая Гульнар!

Если вам или вашим знакомым чем, то не угодили Казахи вернувшиеся на историческую родину,попрошу держать при себе свое мнение а не подливать масло в огонь.Уверяю Вас и среди коренного населения есть люди которые, не очень хорошо ведут себя по отношению к другим.

Гость 8 июля

Чтобы узнать чуть-чуть,танцевали наши предки или нет , вообще была ли мало мальская культура ,надо тщательно изучать архивы не только в Казахстане ,но и других стран....Танец Кара Жорга ---это настоящий Калмак би(калмыцкий танец)...В отдаленных аулах и селах Панфиловского района оставались потомки калмыков,которые ассимилировались,на тоях и других массовых мероприятиях нередко выходили бабушки ,именно женщины старшего поколения и танцевали этот танец,с характерными движениями рук и плеч...Не до танцев было казахам...А кара жорга---это танец калмыцкий .... и точка....

Аслан 11 июля

Это и ежу понятно, только неучи считают его национальным танцем казахов.

Гость 11 июля

только такие неучи как "историк" Мендыбаева и ей подобные могут такое написать: "была ли мало мальская культура"

Гость 11 июля

Смотрела как-то телепередачу о калмыках-казахстанцах. Об их культуре. Они были в национальной одежде. Была очень удивлена их национальной одеждой. Одежда смахивала на русскую национальную одежду они были практически в кокошниках. Они немножко спели и при этом пританцовывали, танец и мотив песни также напоминали русские. Случайно вспомнила, решила поделиться.

Гость 9 июля

ПОШЛИ ВЫ ПОДАЛЬШЕ В КИТАЙ

Гость 9 июля

Абсолютно согласна с Гульнарой Мендикуловой - кара - жорга не казазский танец , и никогда им не был. И нечего и истерить на ровном месте , она достаточно образованны

Гость 9 июля

Ну танцуй тогда калинку русскую или узбекский танец, манкурт

Гость 10 июля

А что монголы ближе чем узбеки?Озбек-оз агам,говорят казахи и я лучше буду исполнять танец братского мусульманского народа,чем шаманские кривлянья.Кто считает кара жоргу танцем тот сам манкурт и не мусульманин.

Гость 9 июля

Она достаточно образованный человек и за свои слова отвечает.

Гость 11 июля

не отвечает, а ответит.

Гость 9 июля

казахи в Китае и Монголии это не казахи а джунгары и кызай, просто когда воевал Чингисхан он победил меркитов татар и найманов и кереев и половина найманов и кереев подчиниалсь Чингисхану а половина наймнаов и кереев ушла в Казахстан и не подчинилась Чингисхану а меркиты и татары полностью ушли со своих земель в основном в Казахстан но стали себя называть по другому то есть меркиты это младший жуз а татары это теперь аргыны а те найманы и кереи которые остались стали джунгарами и кызай и казахи их называли калмак что означает те кто остался, так что из Китая и Монголии приезжают джунгары и кызай и это не казахи и когда с ними разговариваешь то когда никого нет они признаются что они джунгары, так что это совершенно другой народ хотя и одного происхождения и язык один, но в дальнейшем это вызовет новую войну казахов с джунгарами и казахи могут проиграть эту войну так как джунгары хорошо воевали и казахи проигрывали им.

Гость 10 июля

Шыңғыс хан был тюрком, он объединил под своим началом тюрков и назвал это объединение, т.е. сам дал название этому политическому объединению Мәңгілік Ел (русское прочтение - монгол) И Монголия - это окраина (монгольской)империи Шыңғыс хана, как, например, и Румыния - окраина Римской империи.

Гость 11 июля

Когда это Чингизхан был тюрком?

Гость 11 июля

С рождения!)))))

Гость 9 июля

Я казах, уважаю историю и язык своей страны, также как историю и язык других национальностей, проживающих на территории Казахстана и всего мира. Мне не понаслышке знакомы мнения Гульнар Малбагаровны о народном танце Кара жорга... И у меня сложилось впечетление, что здесь немного имеет место неприязнь со стороны вышеназванного историка к ученым-оралманам из Монголии и Китая, которые знакомы с ней... А что касается Кара жорги, не слишком ли мы стали популизировать этот танец в последнее время начиная с аула до города, тогда как нам стоит задумываться об общечеловеческих культурных ценностях.

Гость 9 июля

Статус "ОРАЛМАН" с узбекистана приехавший по контракту (без всяких там льгот):

-Кайран казактарымай!...........

Гость 9 июля

Танец совершенно не нравился никогда, пришел как мне кажется из Бурятии или из Якутии, случайно завезен и чуждый казахам. Наши казахские танцев джигитов имели несколько другие движения и на них было приятно смотреть.

Гость 9 июля

кара жорга казактын бии емес, коринип тур гой казактар маймылдар сиякты кимыл жасамайды, бидин кимылдары монгол,калмак,бурят халыктарынын билерине уксайды.

Гость 9 июля

Я рад, что нашелся хоть один человек который назвал вещи своими именами. Да, кара жорга не казахский танец, его нам подсунули назвав по казахский. Мы казахи такие наивные верим в разные небылицы. Меня до сих пор не оставляет удивление наивности казахов которые поверили на утверждение какого то "ученного казаха" который по результатам одной лишь раскопки начал говорить, что казахи когда то были белой расой с голубыми глазами. Может он нашел останки какого то раба-европейца рабствовавшего у казаха. И тут пошло поехало, везде начали говорить мы были белыми с голубыми глазами. Хорошо что он не нашел останки негроида. А если бы он нашел и высказал свое утверждение начали бы мы хвастаться тем, что когда то мы были неграми?....

Не надо верить всему что нам суют. У казахов скорее всего не было ярких танцев. Если бы оны были то дошли бы к нам как сказки, мифы и жыры про Алпамыс, Кобланды и т.д. или как орнаменты и все другое.... По тому как Гульнар выступила здесь справедливо назвав вещь своим именем, то есть кара жорга не казахским танцем считаю ее сильной личностью и прошу у всевышнего что бы таких личностей было в Казахстане много, ой как они сейчас нужны нам в такое время.......

Гость 9 июля

На счет того, что оралманы принесли нам чистый казахский язык я не согласен. Я учился в казахской школе всего 8-лет, потом уже на русском учился в техникуме и в институте. Но то знание казахского языка которое привили в меня в школе оно сохранилось до сих и добавилось тем что принесли оралманы. Наоборот оралманы нам принесли не чистый казахский язык а смешанный монголско-китайско-персидско- и т. дско языки. Чистый казахский язык он сохранился в Казахстане, в наших аулах. Если не верите, найдите старые книги любого года издания и найдите разницу языка с современным языком. Так что не нужно приписывать им не заслуженное. Сперва поговорите с каким ли б освежим оралманом для ясности. Китайские казахи говорят как китайцы, монгольские как монголы, иранские как иранцы то есть их интонация и диалект схож тому народу где оны жили. Казахский язык со своей интонацией и диалектами сохранился только в Казахстане. Пусть оралманы радуется, что не потеряли совсем казахский язык а восстановили его переехав в Казахстан.

Гость 7 июля

Вы вообще о каком Камажае говорите? О том, который вам поставили русские и еврейские хореографы, что ли? Ведь до советской власти казахи вообще не танцевали, а только пели и айтысы устраивали, поэтому они обладают одним из богатейших языков на земле, а танцы это вообще не казахское. А если и был Кара Жорга, когда то у казахов, то радоваться надо, прекрасный танец, такой танец мог танцевать только народ с богатой историей. Пишите "казахи были воинами", это что значит, что воины не отдыхали, не веселились, а только оружием своим махали, тогда танец с саблями это истинно казахский танец по вашему выходит.

Гость 9 июля

Правильно, Кара жорга , прекрасный танец и я так думаю - зто танец кочевников!!!

Гость 9 июля

сразу понятно было всем что танец не имеет отношения к казахским обычаям. Все родное национальное воспринимается на уровне генов и мы это чувствуем безошибочно.Никто не танцевал его на праздниках, только артисты.

Гость 9 июля

Я хотел написать, что НЕ ДОБАВИЛОСЬ чем то что принесли оралманы

Гость 10 июля

КЗ - это не мусульманская, а светская страна и поднимают государство русскоязычные казахи, а не эти нагыз-националисты, которые заведут скоро в средневековой феодолизм, кроме как языка и то не соответствующего литературной норме ничего не знают и не умеют...засрали все, что построили и посадили русские, я коренная алма-атинка, городская казашка говорю это, полный кошмар и маразм от них...

Ауылдан, Маңғыстау 10 июля

"Қара жорғаны" қазақтікі емес деп жүргендердің өздерін "қазақпыз" деп атауға құқықтар жоқ.

"Қара жорға" деген атаудың өзі таза қазақ сөзі екеніне қандай дау бар.

"Жорға" деген сөздің өзі аттың тайпалып, бір сарынды билеп жүруінің атауы емес пе?

Сонда не Сіздер ешқашан жорға жүрісті атқа мініп көрген жоқсыздар ма?

Биді "Қара жорға" деген халық әніне билейді емес пе?

Сонда мына профессор ханымның қазақ әнінің қарапайым сөздерін де түсінетіндей де білімінің болғаны ма?

Осындағы, "Қара жорғаны" қазақтікі емес деп отырғандардың бәрінің (профессордан бастап) білім деңгейін тек қана бақша, немесе мектеп жасындағы балалардың білімімен салыстыруға болар.

Болды.

Гость 10 июля

Ну и рожа

Гость 10 июля

В какой-то мере тоже являюсь оралманом. Приехала на историческую родину, когда еще не было такого понятия...в 1979 году..Переехала из Алтайского края(исконно казахских территорий, где родились наши деды и прадеды). Все казахи начали уезжать в Казахстан, наша семья осталась единственной в деревне. Жили хорошо, родители трудились не покладая рук, держали скот и большой огород, был большой добротный дом, мы все получили высшее образование, имели хорошую работу. Пришлось уехать, чтобы дети не обрусели окончательно...кто не жил на чужбине....тот не поймет..

Аслан 11 июля

Все правильно излагает Гульнара Малбагаровна, только неумные люди танцуют чужой танец на тоях, выдавая его за свой. Это танец наших врагов, если что, с которыми наши предки воевали двести лет, чтобы теперь на пирах их потомки могли отжигать вражеский танец. В гробу, наверное, сейчас наши предки переворачиваются, глядя с небес, как в культуру казахов навязывают культуру чужого народа - танец калмыков. Меня начинает тошнить, когда я вижу, это убогое зрелище под названием Кара жорга.

Гость 11 июля

твои переворачиваются, это да) не надо своих предков с нашими предками сравнивать.

Гость 11 июля

этого мужчину - тошнит!?)это всего лишь из-за танца, а что бы ты делал на поле брани перед боем со своими врагами, а? вот убогое зрелище-то было бы..

Гость 11 июля

Қара жорға - бұл қазақтың "Буын биі". Оны қолдау керек. Оны билей алмасаңыз, үйреніңіз. Фитнеске барудың қажеті жоқ. Оның қазаққа берері көп. Батыстың секіргіші, өзбектің өз биі бар. Қазақ қамажайға билемесе "Қара жорғаға" билесін! Тек қолдау керек. "Мен зерттедім, осымен бітті" деп кесіп айтпа қарындас. Сенен білімі терең, ақ сақалды тарихтың майын ішкен ғалымдарымыз жетеді. Солар сөзін айтқан жоқ. Тоқ етері, "Қара жорға" биі қазақтың санасына жаңа заманның жаңалығындай енді сіңе бастағанда арқадан біз сұғудың қажеті қанша?!. Ау, ол би бізге жат болса, неге нағашымыз келгендей үлкен-кішіміз қабылдадық?.. Ойланып сөйлеу керек. Мен биді үйреніп алдым. Қазақтың биі деп балалаырыма үйретемін. Басқалардың да осылай жасайтынына күмәнім жоқ!

Гость 12 июля

Сначала станцуйте, потом вякайте!Танец настоящих воинов-прорабатывает все мышцы великолепно,а оралманы наше будущее!

Гость 16 июля

конечно не казахский,раньше то и нации такой как казахи не было,и чингиз хан это вообще украинец,и черное море украинцы выкопали лопатами,и еще земля стоит на трех черепахах,ой ребята вам самим то всем не смешно вы идиоты или просто веселые люди.Такой бред придумывать мастера.

Гость 7 июля

Перестаньте копаться. Надо же ученые занялись тем, что выясняют казахский танец или нет, очевидно, все остальное уже доказали. Что касается Кара Жорги, то когда я в первый раз его увидел и услышал сопровождение на домбре, то меня это так завело, что захотелось научиться этому танцу, вобрать в себя всю его силу, динамичность. Прекрасный танец, не знаю почему вам не нравиться,этот танец как призыв двигаться вперед, не стоять на месте. А скажите, почему аташка лет 80 умеет и знает как его танцевать, если он вырос в советское время, когда и где он ему научился?

Гость 9 июля

Танец "Қара жорға" существеут у нас, у казахского народа, но этот казахстанский вариант по-другому выглядит, там только парни танцуют под одноименной куй "Қара жорға". у нас в жамбылской области в селе Бірлесу-еңбек школьники пацаны танцевали "Қара жорға", этот танец напомняет наш көкпар. этот танец есть настоящий танец "Қара жорға". оралманский вариант раньше назывался буын биі.

Гость 16 июля

конечно не казахский,раньше то и нации такой как казахи не было,и чингиз хан это вообще украинец,и черное море украинцы выкопали лопатами,и еще земля стоит на трех черепахах,ой ребята вам самим то всем не смешно вы идиоты или просто веселые люди.Такой бред придумывать мастера.

Гость 16 июля

Гостю, Из Узбекистана едут казахи, в основном, специалисты среднего и высшего уровня, предприимчивые и трудолюбивые, сохранившие свой язык, обычаи, традиции. Естественно, менталитет значительно отличается. Доброжелательность, открытость, уважение к старшим, забота о слабых и меньших - вот основные ценности нашего казахского узбекистанского народа. - вы абсолбютно правы, Но...понимаете, есть очень много оралманов, которые как отметила автор, ну просто бы не приезжали. Такие как вы, доброжелательные, грамотные и т.д. приехавшие из Узбекистана теперь составляют почти элиту казахстана, и за это вам благодарность, и пожелание оставаться такими же доброжелательными, а вот про остальных даже писать и говорить не заслуживают. Это какоке -то недоразумение просто. С приездом "других" оралманов в городах творится ужасное: грязь, бескультурье, хабальство, безграмотность, неуважение, воровство, грабежи, тунеядство, наглость, а самое главное, что они выставляют себя типа патриотами, заставляя говорить всех только по-казахски, и при этом разжигают вражду между народами.

Гость 16 июля

Гостю, Согласна с вами, что Из Узбекистана едут казахи, в основном, специалисты среднего и высшего уровня, предприимчивые и трудолюбивые, сохранившие свой язык, обычаи, традиции. Естественно, менталитет значительно отличается. Доброжелательность, открытость, уважение к старшим, забота о слабых и меньших - вот основные ценности нашего казахского узбекистанского народа.

......Но есть одно Но..Да, те, которые с высшим образованием, и кого пригласили доброжелательных, грамотных и трудолюбивых – все уже на хороших постах, а вот про «других» оралманов – тунеядцев, воров, грязнуль, говорить не хочется. С их приездом словно опять все возвращается назад. Непонятный патриотизм, наглость, хабальство, заставляют говорить только по-казахски, и разжигают неприязнь между народами. И где у них эта доброта, трудолюбие, уважение ? Им как-будто все вокруг должны и обязаны.

Гость 16 июля

Гостю -Согласна с вами, что Из Узбекистана едут казахи, в основном, специалисты среднего и высшего уровня, предприимчивые и трудолюбивые, сохранившие свой язык, обычаи, традиции. Естественно, менталитет значительно отличается. Доброжелательность, открытость, уважение к старшим, забота о слабых и меньших - вот основные ценности нашего казахского узбекистанского народа.

......Но есть одно Но..Да, те, которые с высшим образованием, и кого пригласили доброжелательных, грамотных и трудолюбивых – все уже на хороших постах, а вот про «других» оралманов – тунеядцев, воров, грязнуль, говорить не хочется. С их приездом словно опять все возвращается назад. Непонятный патриотизм, наглость, хабальство, заставляют говорить только по-казахски, и разжигают неприязнь между народами. И где у них эта доброта, трудолюбие, уважение ? Им как-будто все вокруг должны и обязаны.

Оралманы должны вести себя порядочно и не подставлять других людей - Абсолютно верно сказано!

Гость 16 июля

Гостю -Согласна с вами, что Из Узбекистана едут казахи, в основном, специалисты среднего и высшего уровня, предприимчивые и трудолюбивые, сохранившие свой язык, обычаи, традиции. Естественно, менталитет значительно отличается. Доброжелательность, открытость, уважение к старшим, забота о слабых и меньших - вот основные ценности нашего казахского узбекистанского народа.

......Но есть одно Но..Да, те, которые с высшим образованием, и кого пригласили доброжелательных, грамотных и трудолюбивых – все уже на хороших постах, а вот про «других» оралманов – тунеядцев, воров, грязнуль, говорить не хочется. С их приездом словно опять все возвращается назад. Непонятный патриотизм, наглость, хабальство, заставляют говорить только по-казахски, и разжигают неприязнь между народами. И где у них эта доброта, трудолюбие, уважение ? Им как-будто все вокруг должны и обязаны.

Оралманы должны вести себя порядочно и не подставлять других людей - Абсолютно верно сказано!

Гость 7 июля

Айтканыныз дурыс! сизбен толыктай келисемин! менде оралмандардын талай боктыгын корип жатырмын! кара жорга казактыки емес! ата бабамыз осы жерди сактап калганда сол оралмандардын ата бабасы кайда журди? елимизде тыныштык орнаган кезде пайда бола калыпты! кезтнде елин жерин сатып бас саугалагандардын урпактары енди келип кокирегин керип отыр! Гульнар ханым! сизге толыктай косыламын! дурыс айттыныз!

Гость 8 июля

в натуре мля ,проблема №1 государственного уровня! чей это танец???народ ночами не спит,волнуется...может стоит референдум провести по этому вопросу.

жанат 8 июля

точно, как будто у нас нет других проблем, русские принимают все, только сохраняют и приумножают свой язык,они одежду полностью запада приняли,а мы у них приняли, вот что надо делать, все принимать, например, принимаем ведь кухни других народов, например плов, или музыку и песни, это нормально, почему пристали к "кара жорга"? Наш этот танец и все. Кто хочет пусть тот отрицает, это их проблемы, если нет других

Гость 9 июля

класс

Гость 8 июля

Куда денете слова из сопровождения? В них ответ на все вопросы.И не монгольский текст.

Гость 8 июля

ОЯН КАЗАХ! Совковый историк и не надо обращать серьезного внимания на ЕЕ блеф! ИСТОРИЯ КАЗАХОВ за семью печатями ЦАРСКОЙ ОХРАНКИ, КИТАЙСКОЙ РАЗВЕДКИ И Советской истории. А КАЗАХ он и в африке казах! Лучше бы историк занималась местом захоронения (нахождения останков) КЕНЕСАРЫ и многими многими нашими ХАНАМИ и БАТЫРАМИ, было бы пользы больше.

Гость 8 июля

Могилу Кенесары...помогут найти киргизки...сварившие его голову....

Гость 9 июля

танец кара жорга истинный танец древних казахов в нем душа казахского народа это надо почуствовать скорее даже это тюрко казахский танец прав баглан научно правильно обосновал я уроженец саратовской области и помню этот танец с детства правда мелодия была другой но ритм и исполнение теже те кто пишет что это танец не казахов глубоко ошибается возможно в силу руссофикации

Гость 9 июля

оралманы должны жить тихо некоторые кричать что они патриоты почему тогда на Родину не приезжают владельцы частных предприятии или патриотом должны быть только бедные они искали всегда там где им благоприятнее а если не дай бог что случиться они опять побегут ГАЛЫМЖАН