Опубликовано: 959

Опять двойка?

Опять двойка?

Сердитое письмо пришло в редакцию: в восточно-казахстанском Риддере две школы заставили… поменяться зданиями. Спешно, нервно, скандально. Учителя – в недоумении, родители – в панике. Мы попробовали разобраться в ситуации. Выяснилось, что отъем зданий у одних школ ради передачи другим – традиция области. Таким методом чиновники от образования “нормализуют” учебный процесс.

Что думает о переделе школьных помещений директор областного департамента образования Александр Гречухин, осталось тайной. Оборону начальственного кабинета стоически держала секретарь: то Александр Васильевич на заседании, то выехал, то у него совещание…

Неделю мы пытались встретиться с чиновником, но для нашего издания у него так и не нашлось ни минуточки. А жаль, возможно, взгляд из высокого кабинета помог бы иначе увидеть проблему.

Мнение школьных директоров тоже осталось секретом – откровенничать с прессой никто из них не рискнул. Только родители не скрывали эмоций. Конфликт между родителями и чиновниками принял затяжной характер. Чем же он вызван?

В основе проблемы – демография. Прошлое десятилетие ученые назвали демографической ямой: экономические трудности привели, с одной стороны, к резкому спаду рождаемости, с другой – к росту миграции за пределы республики. В результате с каждым годом число учеников сокращалось, все меньше первоклашек 1 сентября переступали школьный порог.

Но вскоре пошли иные процессы – выросла внутренняя миграция. В город с его большими возможностями потянулись селяне, особенно из отдаленных южных районов. И сразу возрос спрос на школы с государственным языком обучения. Да и городские родители все чаще стали отдавать предпочтение образованию на казахском языке – сказалась последовательная государственная языковая политика. Местная власть оказалась в непростой ситуации, в Усть-Каменогорске был даже момент, когда некоторые казахские школы работали в три смены! Областному центру да и другим городам Восточного Казахстана срочно требовались новые здания!

И чиновники нашли решение. Несколько центральных школ из числа тех, где наполнение оказалось меньше проектного, были расформированы, детей и учителей распределили по соседним учебным заведениям. В освободившихся зданиях разместили казахские классы. Тугой “школьный” узел удалось ослабить, но… не развязать.

Уже сейчас большинство школ с государственным языком обучают детей в две смены, снова на пределе. В отдаленных микрорайонах открыли смешанные школы – только в Усть-Каменогорске таких 14. И потребность в образовании на государственном языке растет год от года. Число учеников казахских классов в областном центре увеличивается ежегодно на 400–500 детей. А через 5–6 лет скажется сегодняшний беби-бум. Значит, в очередной раз начнут перераспределять учебные здания?

За последние 20 лет в Усть-Каменогорске, Зыряновске и Риддере не построено ни одной новой школы. Старые проекты, рассчитанные еще на советские учебные планы, давно перестали отвечать сегодняшнему дню. Появились компьютерные классы, мультимедийные, новое оборудование для уроков физики, информатики, иностранных языков, химии… Из-за острейшей нехватки детсадов в школу пришли 5–6-летки – малыши, которым нужны особые условия. Все это требует новых кабинетов, помещений, залов, не предусмотренных советскими нормативами. Если в прежнее время типовая средняя школа могла учить в одну смену 1000–1100 детей, то теперь не больше 500–600. Проектные расчеты прошлого века безнадежно устарели.

Но не для властей. В акиматах по-прежнему в ходу советские нормы, судя по которым, оснований для беспокойства нет. Старых школьных зданий в Усть-Каменогорске, Риддере, Зыряновске, по мнению чиновников, вполне хватает. Новых строить не надо. А значит, проблему обучения одних детей и дальше будут решать за счет других. Нервно и скандально.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, фото Виктора ВОЛОГОДСКОГО, Восточно-Казахстанская область

Загрузка...