Опубликовано: 4151

Опера “Биржан и Сара” на сцене алматинского ГАТОБ им. Абая

Опера “Биржан и Сара” на сцене алматинского ГАТОБ им. Абая

После более чем полувека с момента первого показа опера “Биржан и Сара” снова вернулась на сцену алматинского ГАТОБ им. Абая. Рядом слышались всхлипы, когда Биржан, отдав жизнь за любовь,  извлек из души прощальную песню и замолк – навеки.“Тулебаев современен как никогда”

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного композитора Мукана ТУЛЕБАЕВА – автора оперы.  Неудивительно, что сразу два ведущих оперных театра страны захотели отдать дань композитору. “Астана Опера”  открылась этой постановкой летом, а алматинский ГАТОБ – осенью, вступив в 80-й, юбилейный сезон.

– Это новое звучание оперы “Биржан и Сара” с молодыми исполнителями, – говорит режиссер-постановщик, народный артист страны Есмухан ОБАЕВ. –  Поразительно, что Тулебаев современен сегодня как никогда.  Что значит – звучать  современно? Это  значит – душу вытряхивать! На сцене  проблема человека, его боль, страдание, мечта…

В театре очень довольны, что  удалось “заманить”  Обаева, которого  характеризуют как “эмоционального заводилу творческого процесса”. И рады, что для постановки одной из лучших казахских опер не пришлось прибегать к “импортным” услугам. Тут трудно удержаться от сравнений. “Астана Опера” на роль Биржана пригласила артиста из Татарстана, там было  больше декораций и знаменательный выезд Сары (в исполнении Нуржамал УСЕНБАЕВОЙ) на настоящей лошади (как когда-то выезжала на подмостки ГАТОБа  легендарная Сара –  Куляш БАЙСЕИТОВА. – Прим. авт.). В Алматы  партии  Биржана и Сары исполнили молодые артисты  – Гульнара САКЫШЕВА и Нуржан БАЖЕКЕНОВ. К слову, первый показ оперы состоялся на сцене именно в ГАТОБе 7 ноября 1946 года.   

Вечная история

– Наша задача – задействовать молодежный состав, особенно сейчас, в такой непростой момент, когда часть наших солистов ушла в новый театр в Астане, – говорит директор театра Габит НЕСИПБАЕВ.

Дирижер Ерболат АХМЕДИЯРОВ  рассказал, что нашел в архиве театра партитуру второй редакции оперы, которую переработал сам Тулебаев (за нее он был удостоен Сталинской премии. – Прим. авт.):

– Много было взято оттуда, включая финал.

Новый вариант главного творения Тулебаева оценила супруга композитора, Дарига, рассказав, что целый год они жили в театре и прониклись “с ног до головы театральным духом”.

Премьера постановки прошла при аншлаге, для удобства зрителей были титры на русском и английском языках. Влюбленные акыны Сара и Биржан не могут быть вместе. Сара предназначена в жены другому – брату волостного бая хромому Жиенкулу. Простой парень Биржан пытается противостоять суровому времени, но тщетно. Отстаивая честь любимой, он жертвует жизнью. История отечественных Ромео и Джульетты вечна как мир.

Алматы

Загрузка...