Опубликовано: 1983

Омбудсмен Виталий ВЕРЁВКИН: Страхование – процесс интимный

Омбудсмен Виталий ВЕРЁВКИН: Страхование – процесс интимный

Чем занимается страховой омбудсмен, какие разногласия чаще всего возникают между клиентами и работниками страховых контор, кто выводит на чистую воду желающих сорвать куш по страховке? На эти и другие вопросы читателей “КАРАВАНА” отвечает страховой омбудсмен Виталий ВЕРЁВКИН.

 – Чем занимается страховой омбудсмен?

– Разбирает споры, которые возникают между страховыми компаниями и клиентами по вопросам страхования.

– Недавно в Алматы прошел сель, пострадало имущество граждан – дома, хозяйственные постройки и автомобили. Это является страховым случаем? То есть смогут люди получить от страховых компаний какую-нибудь компенсацию?

– Если говорить об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности, то  нет! Если машины были застрахованы по добровольным классам страхования КАСКО и в договоре было указано, что, например, в случае селя будет возмещение убытков, тогда им выплатят компенсацию.

Какие группы риска существуют?

– Короче говоря, тем, кто живет в таких вот селеопасных районах, можно посоветовать застраховать свои автомобили от затопления и повреждения?

– Здесь мы подходим к такому интересному моменту, что каждый человек и автовладелец должен понимать, каким рискам подвержено его имущество, и сам принимать решение о том, что надо страховать и от чего именно.

– Например?

– Дом, например, подвержен и рискам землетрясения, и рискам пожара и подтопления, и заливам соседей. Как вас могут затопить соседи сверху, так и вы сами можете залить тех, кто живет под вами.

– Автомобили?

– Если это автомобиль, то главным риском является автотранспортное происшествие. Если ваша машина является новой и престижной, то высока вероятность того, что зло-умышленники могут ее угнать. Значит, есть смысл застраховать ее от этого. Если вы живете в селеопасном районе города или области, то, наверное, не будет лишним заключить со страховой компанией договор, в котором в качестве риска указать – сель.

Страхование – вещь настолько индивидуальная, простите уж за такое слово, интимная, что каждый гражданин должен сам решать, от каких угроз ему надо страховать свою машину. Ну, допустим, самая большая проблема – это дорожно-транспортные происшествия, а в остальном, кто как сам захочет.

Зачем человеку страховать авто, скажем, от падения пилотируемых летательных объектов? Хотя этот риск присутствует во многих договорах.

– Что собой представляют так называемые группы риска?

– Начнем с того, что всё имущество граждан подвержено трем группам риска. Первая группа – это повреждение имущества вследствие природных опасных явлений.

– Каких именно?

– Сюда относятся и пожар, и сель, и землетрясение, и наводнение, и падение снега и льда на автомобили.

– А вторая группа?

– Это катастрофы техногенного характера. Такие, как те же пожары, прорывы водопроводных сетей (у нас в Алматы такое было неоднократно), взрывы газа и т. п.

– Что включает в себя третья?

– Это различные противоправные действия третьих лиц. Например, в последнее время в социальных сетях стали писать о том, что у нас в Алматы начали поджигать машины. Жгут по ночам, и в основном дорогостоящие автомобили. С точки зрения Уголовного кодекса это квалифицируется как хулиганство или как умышленное уничтожение чужого имущества.

– Кто за этим стоит?

– Я не могу это комментировать, так как выявление и пресечение подобных правонарушений является прерогативой сотрудников полиции. Могу только сказать, что сейчас вокруг нас немало людей с психическими заболеваниями. К третьей группе риска также относятся кражи машин, угоны, грабежи и разбойные нападения. Поэтому граждане должны сами понимать, что из этих рисков представляет опасность для его автомобиля. Может, пожар из соседского помещения перекинется на его авто, может, из степи огонь придет.  

Страховать надо с умом

– Допустим, что человек застраховал свою машину от падения дерева, а на авто упал столб, получит он страховку или нет?

– Здесь необходимо смотреть формулировку. Если человек боится падения деревьев, то ему надо застраховать машину и от падения на нее столба. Но, как правило, столбы не падают. Поэтому особого смысла в этом риске немного.

– Представители страховых компаний без проблем идут на выплату по страховому случаю или они ищут, как можно обыграть формулировки в договоре и не заплатить клиенту?

– Вы знаете, однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Но я не думаю, что сейчас компании прилагают максимум усилий, лишь бы не возмещать своим клиентам материальный ущерб.

– Бывают ли случаи, когда, застраховав свою машину, человек ради получения страховки потом сам ее преднамеренно портит?

– На рынке кроме добросовестных потребителей услуг имеются и недобросовестные. Они, образно говоря, не спят и совершают различные мошеннические действия.

– Что они делают?

– Сегодня, например, к нам попал один любопытный материал. Один гражданин, имя которого не было указано в страховом полисе, стал участником дорожно-транспортного происшествия. Машина, естественно, сильно пострадала. Так вот, этот человек   утверждал, будто тот, на имя которого был застрахован автомобиль, во время аварии сидел в машине рядом с ним. На этом основании он требовал, чтобы страховая компания выплатила страхователю материальную компенсацию. Но дело в том, что его слова ничем, кроме приписки в объяснительной (причем другим почерком), не подтверждались! Это очень сильно насторожило сотрудников страховой компании, и они отказали гражданину в выплате.

– Если человек заключает договор, допустим, о поджоге, а потом берет и сам поджигает авто?

– Это часть работы службы безопасности страховой организации. Расследование страховых мошенничеств – одно из самых трудных. Да, есть методика, да, есть признаки мошенничества, но все равно очень непросто. Конечно, к каждому случаю надо подходить сугубо индивидуально, учитывать все мелочи и буквально по крупицам собирать информацию о происшедшем событии. Скажу, что большинство страховых мошенничеств успешно раскрывается.

Сосулька – не пилотируемый летательный объект

– Как быть людям, попавшим в ДТП и у которых есть обязательное страхование, а у другого участника аварии страховки нет?  

– Встает вопрос о возмещении материального вреда, который в дальнейшем перетекает в творческую плоскость. Если человек признал свою вину в ДТП и добровольно возместил причиненный им материальный вред в полном объеме – то хорошо. Если нет, то ситуация может развиваться как угодно. Пострадавший обратится в суд, суд вынесет решение в его пользу, и судебный исполнитель должен будет взыскать с виновника аварии всю сумму материального ущерба. Но даже решение суда не гарантирует, что пострадавший получит деньги. Если виновник докажет, что у него вообще нет никакого имущества, то ему закроют выезд из республики. Но он прекрасно обойдется и без заграничных поездок.

– Допустим, что гражданин оформил обязательную страховку, потом попал в ДТП и причинил материальный вред на большую сумму, чем та, на которую он застраховался. Что ему делать?

– Страховая компания выплатит пострадавшей стороне максимально установленный лимит, а оставшуюся сумму виновнику ДТП придется доплачивать из своего кармана. Согласен – очень хорошо, а не согласен – тогда пожалуйте в суд! Но пострадавшему, как в предыдущем случае, никто никаких гарантий предоставить не сможет.

– Можете рассказать про какой-нибудь анекдотичный случай?

– Помню, в одну из страховых компаний пришла дама и потребовала выплатить ей материальную компенсацию за то, что на ее машину упал лед с крыши. Когда ей сказали, что на сей счет в договоре ничего не сказано, поэтому страховка не распространяется, дама показала пункт: падение на автомобиль пилотируемого летательного объекта. Но ведь куском льда никто не управлял!

Алматы

Загрузка...