Опубликовано: 1900

Олжас АБРАЕВ: Они прикрывались нашим паспортом, чтобы избежать лимита на легионеров

Олжас АБРАЕВ: Они прикрывались нашим паспортом, чтобы избежать лимита на легионеров Фото - Эдуард ГАВРИШ

В материале “Свои среди чужих, чужие среди своих” (№ 14 от 15 апреля 2016 года) “КАРАВАН” рассказал о том, как ряд футболистов-казахстанцев открыто выступил против правила

Профессиональной футбольной лиги (ПФЛК) приравнять их к иностранным игрокам. Футболисты считают, что это ограничивает их, как граждан Казахстана, в правах на труд в своей стране. Глава ПФЛК Олжас Абраев оперативно отреагировал на это заявление, объяснив, что заставило лигу принять правило о “воспитанниках” отечественного футбола.

Если не можем помешать натурализации, то сделаем ее бесполезной

– Этому способствовала ситуация с натурализацией иностранных футболистов, на которых прежде действовал лимит, – говорит президент ПФЛК Олжас АБРАЕВ. – Государственные соглашения с рядом стран позволяют их представителям оформить казахстанское гражданство в довольно короткие сроки, и с каждым годом количество “новых казахстанцев” стремительно росло. Натурализация помогала клубам обходить лимит на легионеров. К примеру, в 2014 году в заявке “Актобе” при ограничении в семь иностранных футболистов играли еще и восемь натурализованных человек. В других клубах была похожая ситуация.

– Однако натурализация спортсменов – обыденное явление во многих странах…

– Да. Но она должна идти на пользу отечественному футболу. В нашем же случае практически все натурализованные в последние годы игроки не имеют права выступать за сборную Казахстана. Так что никакие государственные интересы здесь не учитывались. Схема была проста. Приходит тренер к директору клуба и говорит, что ему нужен правый защитник или нападающий. Что происходит дальше? Привозят в клуб игрока из России или другой страны, он оформляет себе казахстанское гражданство, и команда получает уже готового футболиста. А куда тогда готовятся мальчишки из дубля, из футбольного центра? Мы понимали, что если сейчас ничего не предпринять, то со временем иностранцы окончательно вытеснят наших футболистов, которые не смогут играть даже в чемпионате собственной страны. Если не можем повлиять на натурализацию игроков, то сделаем ее бесполезной.

Никто из “новых казахстанцев” не сохранил паспорт после отъезда

– Результаты есть?

– Конечно. Футболисты и сейчас могут оформлять себе гражданство Казахстана, однако после принятия правила о “воспитанниках” этого не сделал ни один игрок! Натурализация стала бесполезной, поскольку наличие или отсутствие нашего паспорта теперь никак не сказывается на футбольном статусе игрока. Из ранее натурализованных футболистов только единицы остались в Казахстане. Заметьте, мы не выгоняли этих игроков. Просто как легионеры они своим командам оказались не нужны. Получается, что клубам важны были не сами эти футболисты, а только их паспорт и статус.

Интересно, что уехавшие домой “казахстанцы” меняли себе паспорт обратно. Насколько я знаю, ни один из таких натурализованных футболистов не играет в своих новых клубах как гражданин Казахстана. Не подумайте, что я в чем-то обвиняю наши клубы. Отнюдь. Собственные интересы они преследовали в рамках действовавших на тот момент государственных и футбольных законов. Но это перестало соответствовать нашей общей цели – развитию футбола в стране, воспитанию своих талантов. И нам пришлось менять футбольные правила. Теперь наши клубы вынуждены обращать внимание на внутренний футбольный рынок, собственный резерв и первую лигу.

– Так кто же такой – “воспитанник” казахстанского футбола?

– Это футболист, который до своего 21-летия вне зависимости от гражданства три полных сезона отыграл в Казахстане – либо в клубе, либо в детской школе. Есть и два исключения. Первая категория – игроки, не являющиеся “воспитанниками”, но заигранные за сборные Казахстана. Например, Марат Хайруллин или Андрей Сидельников. Правда, при отказе от казахстанского гражданства они не могут больше играть в сборной и автоматически утратят статус “воспитанника”. Вторая категория – натурализованные игроки, имевшие на момент внедрения правила “воспитанника” действующие и сегодня контракты с нашими клубами. В прошлом году их было чуть больше десяти, сейчас остались двое – Ненад Эрич из “Астаны” и Михаил Бакаев из “Кайрата”. Их контракты действуют до конца 2016 года.

Исключений делать не будем

– В категорию “невоспитанников” попали футболисты, которые давно вполне легально получили паспорта, завели здесь семьи и чувствуют себя полноценными гражданами Казахстана, как мы с вами…

– Знаю, что они считают себя ущемленными. Но, во-первых, изначально они приехали в Казахстан как легионеры и конкурировали с другими иностранцами. Во-вторых, им никто не запрещает играть в футбол и зарабатывать деньги. К примеру, Тарас Данилюк играет и забивает за “Тараз”. Кирилл Прядкин в прошлом году был основным вратарем “Кайсара”. Вячеслав Котляр заявлен за “Алтай”. Олег Хромцов и вовсе стал лучшим бомбардиром первой лиги-2015 и в нынешнем сезоне продолжает выступать за “Акжайык”. Кстати, именно из-за таких игроков мы настояли, чтобы в премьер-лиге не сокращался лимит для “невоспитанников” и их также можно было заявлять в первую лигу. Почему-то когда существовал лимит на легионеров, нынешние “невоспитанники” не жаловались на ущемление своих прав от наплыва иностранцев, конкурируя с натурализованными игроками. А сейчас, когда правила изменились, начали жаловаться на то, что их вынуждают биться с легионерами за место в составе.

– Но, может, стоит сделать исключение для тех, кто давно получил гражданство Казахстана?

– Сразу оговорюсь, что я знаком почти со всеми такими игроками лично и уважаю их, как профессионалов, но исключение для них невозможно. Сегодня мы приравняем к “воспитанникам” игрока, получившего паспорт 5–7 лет назад, а завтра к нам с претензией обратится игрок, натурализованный 1–2 года назад. Чем его паспорт хуже? Разве он не такой же гражданин? Еще раз подчеркиваю, что понятие “воспитанник” не зависит от гражданства, поэтому мы не можем делать скидку на наличие паспорта. Что касается временно приравненных к статусу “воспитанник” игроков, мы просто дали им возможность доработать свои контракты. По их истечении они лишатся статуса “приравненных к воспитанникам”. Такое уже произошло, например, с Андреем Порываевым, Дмитрием Пархачевым, Заурбеком Плиевым, которые уехали из Казахстана. Если они в дальнейшем захотят продолжить карьеру в Казахстане, то уже не будут являться приравненными к “воспитанникам”.

В конце приведу два наглядных примера, которые должны расставить все точки над “i”. Защитник “Астаны” Евгений Постников в прошлом году играл как “воспитанник”, поскольку имел на момент принятия правила действующий контракт с клубом. В 2016 году он подписал новое трудовое соглашение, поэтому выступает уже как легионер. А вот вратарь “Махтаарала” Андрей Андреев, даже будучи россиянином, является “воспитанником” – он родился в Казахстане и здесь начинал заниматься футболом. На мой взгляд, пусть в отечественном футболе будет один игрок Андреев-“воспитанник” – гражданин России, чем десятки натурализованных, которые закрывают дорогу нашим талантам и, уезжая из страны, отказываются от казахстанского гражданства. Получается, что они просто прикрывались нашим паспортом, чтобы избежать лимита на легионеров.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи