В один из таких рейдов пригласили корреспондента “КАРАВАНА”. В компании члена Общественного совета при МВД РК Абильды АБДИКАРИМОВА и его помощников мы целый день колесили по дорогам шахтерской столицы и сами увидели, насколько добросовестно исполняют свои обязанности универсальные полицейские.
…Первый патруль, стоящий на дороге, встретили на въезде в Пришахтинск. Раскрашенный “бобик” стоял на повороте с моста, а его экипаж о чем-то беседовал с водителем фуры.
– Видите, нарушают, – изрек Абильда Рахметович, доставая из черного портфеля увесистую папку с полицейскими инструкциями. Его помощник тут же схватился за видеокамеру.
– Все факты мы снимаем на видео, а затем вместе с отчетом предоставляем их министру внутренних дел Калмуханбету КАСЫМОВУ, – пояснил Абдикаримов.
Но съемки не состоялись. Увидев общественников, полицейские поспешно нырнули в “бобик” и, что называется, дали по газам.
– Ну вот, – разочарованно покачал головой помощник Абдикаримова по имени Кудайберды. – Говорил же, Абике, знают они твою машину. Теперь все спрячутся.
Так и вышло. Больше двух часов мы колесили по городу, и на глаза нам за все это время не попалось ни одного экипажа.
– Мы уже сталкивались с таким, – смеется Абильда Абдикаримов. – Первый патруль поймаешь на нарушении, а они уже по рации своих предупредили, и те спрятались.
– Зачем прятаться-то? – удивляюсь я. – Можно же устранить все нарушения, подготовиться…
– Э-э-э, тут не все так просто. Вам известно, что у сотрудников дорожно-патрульной службы до сих пор существует план по количеству составленных протоколов? Я об этой порочной практике узнал как-то от инспекторов, которых чуть не задавил на выезде из Темиртау. Стоят ночью на дороге без светоотражающих жилетов, с выключенными проблесковыми маячками, без светящихся жезлов. Я к ним – с удостоверением наперевес: “Вы почему нарушаете приказ
№ 455? Там же расписано, как вы обязаны стоять на дороге!”. А они жалобно: “Пожалуйста, ага, не снимайте нас! Если мы сделаем все по правилам, никто нарушать не будет. А нам надо план по протоколам выполнять! Нас начальство домой не отпустит, отправят назад – делать план”.
Поколесив по городу, мы решаем сменить машину, пересев в минивен другого помощника Абильды Рахметовича – Жулдыза. Маскировка дала плоды очень скоро – на Павлодарской трассе. Здесь стояла патрульная машина, экипаж которой, спрятавшись за большим “асфальтировщиком”, ловил грузовики. Наше появление с фотоаппаратом и видеокамерами для стражей порядка было неожиданным. Они сразу привели себя и технику в соответствие с инструкциями – надели жилеты и включили проблесковые маячки.
Абильда Рахметович пояснил:
– Бывшие дорожные инспекторы соглашаются, когда указываешь на их промахи, знакомы с положениями, правилами и инструкциями, быстро все исправляют. Чего не скажешь о бывших сотрудниках ППС…
По мнению Абдикаримова, универсальных полицейских в Казахстане ввести поторопились. И не только потому, что бывшие патрульные постовые мало знакомы с нормативно-правовыми премудростями “дорожного” дела, но и потому, что не стремятся изучать законодательство. Да и материально-техническая база для этой реформы не везде достаточна.
– Был недавно в Сатпаеве, а там инспекторы все стоят без жилетов. Говорят: “Нам на весь отдел выдали всего четыре жилета”. А их там человек тридцать.
В этот день мы с Абильдой Абдикаримовым призвали к порядку еще несколько патрулей, прятавшихся в кустах вопреки инструкциям. Но стоит ли тратить столько времени на такие рейды, есть ли результат, спросила я его.
– Конечно есть! После наших рейдов, например, карагандинцы отмечают, что патрули на дорогах становятся вежливыми, постепенно приучаются к порядку. Я считаю, граждане должны контролировать работу полицейских, ведь зарплату стражи порядка получают из наших налоговых отчислений, идущих в бюджет. Следовательно, мы имеем право спросить: почему они плохо работают?
– Но ведь не у каждого есть время и желание отстаивать свою правоту. Многие предпочитают просто “дать на лапу”…
– Вот это и безответственно! И, кроме того, наказуемо – за дачу взятки тоже грозит наказание, вы знаете? Я считаю, люди должны повышать свою гражданскую сознательность!
Караганда