Опубликовано: 4268

Обещанного гражданства пять лет ждать?

Обещанного гражданства пять лет ждать?

В Парламенте страны обсуждаются изменения и дополнения в законы, касающиеся трудовой миграции. Одна из поправок вызвала тревогу у тех, кто занимается вопросами оралманов, – их возвращение на родину теперь может усложниться.В проекте есть статьи, которые предусматривают, что оралманы могут получать гражданство Казахстана только после 5 лет проживания в республике. К тому же если они не станут жить в местах

постоянной регистрации и переедут в другое место или уедут из Казахстана на срок более шести месяцев, то лишатся статуса оралманов. Кроме того, в законопроекте якобы предусмотрены и другие меры, ограничивающие права наших вновь обретенных соотечественников.

Меж тем законопроект уже одобрили в нижней палате Парламента – Мажилисе. Сегодня документ блуждает по кабинетам Сената.

– Если закон будет принят в таком виде, то оралманы в течение 5 лет не смогут купить ни дом, ни землю, будут лишены права свободно передвигаться внутри страны, – тревожится общественный деятель Ракым АЙЫПУЛЫ.

Свое слово в защиту тех, кто решил вернуться на историческую Родину, высказали и известные писатели. Так, Кабдеш ЖУМАДИЛ был довольно категоричен:

– Количество желающих приехать к нам год от года уменьшается, а чиновники решили еще и пятилетний срок ожидания гражданства добавить, чтобы уже совсем никто не приезжал! Но народ, пусть даже проживающий за границей, это не вещь, которая может полежать, это живые люди: сегодня они хотят приехать, а завтра махнут рукой. Судьбу народа, его будущего не должны решать чиновники одним росчерком пера.

Оралмана приравняли к мигранту?

Получается, что норма о 5-летнем ожидании гражданства как бы приравнивает оралманов к иностранным мигрантам, к которым, по мнению многих казахстанцев, отношение куда более мягкое, нежели к возвращающимся на родину казахам. Есть и такие мнения, что государство, мол, не так помогает своим гражданам, как оралманам. Между тем во Всемирной ассоциации казахов, где с проблемами оралманов встречаются каждый день, нам рассказали, что сегодняшние возвращенцы в основном уже не претендуют на какую либо финансовую помощь от государства. Главная их просьба заключается в упрощении получения гражданства Казахстана.

По словам представителя Всемирной ассоциации казахов Ботагоз УАТКАН, оралманам из-за чиновничьей волокиты приходится зачастую жить в буквальном смысле между двумя государствами:

– Одному говорят: привези из Монголии справку об отсутствии судимости, затем справку об откреплении с тем, чтобы зарегистрироваться здесь. Если человек из Китая, то ему нужна виза на выезд, потом на въезд, а получить ее не так-то просто. Регистрация в Казахстане – другая головная боль: хорошо, если есть родственники, у кого можно прописаться, а если нет? Опять же, регистрацию делают максимум на три месяца, по их истечении человек должен выехать по месту прежнего проживания и вновь въехать в Казахстан. Почему наши соотечественники, возвращающиеся на свою историческую родину, должны терпеть такие препоны? А ведь на эти бесконечные переезды еще и деньги нужны, где их взять? Вот и получается, что, прежде чем вернуться на Родину, оралман несколько раз подумает.

Пять лет, четыре или все-таки один год?

Между тем на прошлой неделе (то есть 7 ноября) законопроект обсуждался в Сенате, где был раскритикован некоторыми депутатами. Сенатор Светлана ЖАЛМАГАМБЕТОВА вовсе предложила убрать какие-либо сроки ожидания для получения гражданства нашими соотечественниками либо вернуть прежнюю норму – три месяца:

– Мы с моими коллегами Нурланом ОРАЗАЛИНЫМ, Куанышем АЙТАХАНОВЫМ предложили убрать этот срок – пять лет. Но, если в связи с новыми веяниями нашим правоохранителям необходимо проверить их на сопричастность к террористическим организациям и так далее, можно было бы вернуть срок три месяца или хотя бы год. Что касается жалоб на волокиту с бумагами, думаю, что, прежде чем выезжать из страны, необходимо обратиться в посольство той страны, куда ты собираешься ехать, тем более если желаешь получить гражданство. Можно, сидя в своей стране, получить статус оралмана, и только потом приезжать.

Сенаторы в итоге проголосовали за сокращение срока ожидания получения гражданства с пяти до четырех лет и отправили проект на доработку обратно в Мажилис.

Программа “Нурлы кош” пропала даром?

С 2009 по 2011 год в Казахстане действовала государственная программа “Нурлы кош”, на нее выделялось более 67 миллиардов тенге из республиканского бюджета, еще 14 миллиардов тенге добавляли местные бюджеты. Однако, как потом отмечал Счетный комитет, никакого мониторинга за расходованием средств и выполнением программы не было, да и в целом она была плохо продумана. В предложенные для проживания депрессивные районы Казахстана никто ехать не хотел, на работу устроиться было трудно. Предоставляемое жилье также часто не отвечало элементарным требованиям, в нем просто невозможно было жить, кое-где его и вовсе недостроили, в некоторых районах не было водоснабжения, тепла, других коммуникаций.

Эксперты, проанализировавшие и ситуацию со средствами, выделяемыми на оралманов, и с выполнением программы, и все иссякающим потоком возвращающихся на родину, высказали свое мнение о том, что принимаемые сегодня так называемые ограничительные меры – это бездумная политика. Которая, во-первых, не отражает истинных целей ее инициаторов, во-вторых, лишь разжигает недовольство в народе.

По мнению некоторых экспертов, Казахстан для многих зарубежных казахов не является столь уж привлекательным в экономическом плане: к нам вряд ли приедут высокообразованные технари, инженеры. Приезжают в основном люди простые. Им сложно разобраться в бюрократических препонах. За прошедшие месяцы 2013 года было подано всего лишь 1000 заявлений на получение гражданства Казахстана этническими казахами из-за рубежа.

– Зачем нужно отсрочить на пять лет выдачу гражданства, если количество приезжающих и так ничтожно мало? С другой стороны, в народе есть и антиоралманские настроения: мол, гражданам Казахстана так не помогают, как оралманам. Но на самом деле им уже давно никто не помогает, они выживают как могут, – считает один из экспертов. – Я думаю, что принимаемые меры направлены совсем на другое, а именно: на борьбу с коррупцией среди чиновников, которые провалили программу “Нурлы кош”. Обжегшись на молоке, теперь власти дуют на воду...

Справка

По данным, приведенным в речи Президента на III Всемирном курултае казахов в 2005 году, казахи проживают в более 40 странах мира. Подавляющее их большинство – в соседних и сопредельных с Казахстаном государствах. В Узбекистане проживало до полутора миллионов казахов, в Китае – около полутора миллионов, в России – около миллиона, в Туркменистане – 100 тысяч, в Монголии – 80 тысяч, в Киргизии – 45 тысяч казахов. Из других стран казахи наиболее многочисленны и проживают компактно в Турции, Иране и Афганистане.

Два года назад Комиссия по правам человека при Президенте РК опубликовала доклад о ситуации с правами оралманов, лиц без гражданства и беженцев в Казахстане.

С 1991 по 1 октября 2011 года на историческую родину вернулось 221,3 тыс. семей, или 860,4 тыс. этнических казахов. Из них в квоту иммиграции включено 127,7 тыс. семей, вне квоты самостоятельно обустроились 94,2 тыс. семей.

Более половины прибыло в Казахстан до начала действия программы “Нурлы кош” в 2004–2008 годы (439 430 человек). Из общего числа оралманов 60,5 % прибыли из Узбекистана, 12,4 % являются выходцами из Китая, 10,4 % – из Монголии, 7,8 % – из Туркменистана, 5,3 % – из России и 4,0 % – из других стран. Самый больший процент возвращенцев проживает в Южно-Казахстанской области – 21,4 % (или 183,4 тыс. чел.), Алматинской – 15,2 % (130,7 тыс. чел.), Мангистауской – 12,5 % (107,5 тыс. чел.) и Жамбылской областях – 9,3 % (80,3 тыс.чел.). Почти 65 % наших соотечественников имело на момент возвращения на Родину лишь среднее образование, 9 % – высшее образование и 20,5 % – среднее специальное. Лица трудоспособного возраста составляют 54,1 % человек, дети до 18 лет – 41,2 % и пенсионеры – 4,7 %.






Загрузка...