Опубликовано: 2600

О космодроме и космосе без прикрас

О космодроме и космосе без прикрас

12 апреля весь мир будет отмечать круглую дату в истории космонавтики. Именно в этот день 55 лет назад с казахстанской земли отправился в космос Юрий Гагарин. Есть космические байки и истории, о которых знают немногие. Хотелось бы вкратце изложить некоторые из них с помощью знатока, ветерана и историка космодрома Байконур, журналиста Олега АХМЕТОВА.

                                                                Непропорциональный Гагарин

Таким он парнем был!

Начнем с того, что главную улицу закрытого города Байконыра – проспект Королева – с ноября 1983 года украшает необычный памятник первому посланцу Земли в космос. Его автором стал бывший студент художественно-графического факультета Новосибирского пединститута Олег Песоцких. На космодроме он проходил службу в школе младших специалистов.

Как полагается, вначале из пластилина была создана уменьшенная копия. Для модели отобрали атлетически сложенного рядового Борзило. После утверждения проекта начинающий скульптор изготовил памятник в натуральном масштабе из глины. Глиняную модель залили гипсом, а затем распилили. Гипсовые заготовки устанавливали на постамент, заливали раствором цемента, ждали затвердевания и ставили следующий фрагмент. Наконец фигура космонавта номер один была отлита. Началась отделка. Убирались швы, раковины, шероховатости, но тут случилось непредвиденное. Солдат, заделывавший швы в верхней части памятника, не удержался на лесах и упал. Падая, он задел голову монумента, которая от удара о землю раскололась, сам он сломал руку. Поступило указание: “Верхнюю часть изготовить отдельно”. В итоге голова получилась чуть меньше первоначального варианта, а значит, немного изменились и пропорции памятника. По задумке автора, Гагарин должен был держать в руках земной шар. Однако в те годы водрузить и закрепить на вершине конструкции планету из бетона не удалось. С тех пор Гагарин словно обнимает весь мир.

Любая собака на космодроме – потенциальный космонавт

 Известно, что перед запуском человека в космос туда отправляли и манекены, и собак. Манекен, первым слетавший в космос, специалисты космодрома тут же окрестили Иван Иванычем. А следующий свой полет Иван Иваныч провел уже в обществе двух собачек – знаменитых Белки и Стрелки.

Насчет этого полета на Байконуре ходит довольно интересная байка. Ветераны рассказывают, что накануне запуска одна из подготовленных к полету собак просто-напросто сбежала. И вот специалисты, чтобы избежать серьезного наказания (ведь собак готовили к полету не один месяц), поймали в степи похожую дворняжку и отправили ее в космос. После того как четвероногие космонавты 19 августа 1960 года благополучно слетали на орбиту и вернулись на Землю, на космодроме родилась шутка: “Любая байконурская собака – это потенциальный космонавт”. Кстати, в марте 1961 года были проведены еще два испытательных запуска космического корабля с манекеном и подопытными животными: 9 марта в космосе побывала собачка Чернушка, а 25-го – Дымка. Именно Дымку, по личной просьбе Юрия Гагарина, переименовали в Звездочку. И с этой кличкой она слетала в космос.

Гагарин спустился на парашюте

 Утро 12 апреля 1961 года. В 6.30 автобус с космонавтами прибыл на старт. Гагарин докладывает о своей готовности к полету и следует к лифту. Ровно в 9 часов 07 минут по московскому времени Юрий Гагарин вошел в историю человечества, стартовав в космос из байконурской степи. А через 108 минут после старта Юрий Гагарин, сделав один виток вокруг Земли, благополучно приземлился уже в другой степи – саратовской. Удивительно, но и здесь советские специалисты умудрились обмануть мировую общественность: Юрий Гагарин на высоте шести километров катапультировался из спускаемого аппарата и приземлился на обычном парашюте. Но всему миру было заявлено, что он возвратился на Землю в спускаемом аппарате, чтобы Международная организация аэронавтики зарегистрировала советский рекорд. На самом деле в спускаемой капсуле стали возвращаться только космонавты, летавшие на кораблях следующего поколения под названием “Восход”. А все первые космонавты СССР, которые стартовали на “Востоках”, возвращались с околоземной обиты на обычных парашютах.

В НАТО Франция так и не вступила

Во все времена секретность космодрома охранялась многочисленными контрольно-пропускными пунктами на всех площадках космодрома, в том числе и в самом городе. А за порядком следили военные патрули. Но жизнь постоянно приносила секретным службам новую “головную боль”. Накануне знаменитой стыковки на орбите советского “Союза” и американского “Аполлона” на Байконур должна была прибыть делегация американского космического агентства НАСА. А как скрыть тот факт, что известный на весь мир космодром Байконур – на самом деле военный полигон?

Решили временно сделать всех военных гражданскими. На время визита офицерам запретили показываться на улицах города и площадках космодрома в военной форме. Контролеров КПП переодели в форму регулировщиков и раздали гаишные жезлы. Патрули тоже переодели в гражданку и выдали красные повязки с надписью “Дружинник”. Военнослужащих срочной службы, которых нельзя было закрыть в казармах, потому что они были необходимы на объектах, предназначенных для показа американцам, одели в черные рабочие робы – якобы это гражданские специалисты. Но цэрэушники, для которых статус Байконура давно не являлся секретом, на этот дешевый трюк не купились.

Говорят, что на одном из объектов к шеренге “гражданских” специалистов подошел фотограф и, делая снимки, неожиданно спросил у одного из ребят: “Сколько служить осталось?”. Воин в черной робе автоматически отчеканил: “Один год”.

Подобные переодевания продолжались почти до конца 80-х во время всех визитов иностранных делегаций на космодром. Только президенту Франции генералу Шарлю де Голлю сделали исключение. Но это было политическое исключение. Визит первого руководителя Франции прошел накануне принятия важного решения – вступать ли этой стране повторно в НАТО или нет. Генералу на Байконуре показали залповый запуск баллистических ракет – из шахтных установок полигона одновременно стартовало 10 ракет. Похоже, это зрелище сильно впечатлило президента Франции, поскольку в НАТО эта страна так и не вступила.

Еще один пример суперсекретности. Самую настоящую ракету “Союз”, которую установили в самом городе в честь 25-летия космодрома, поставили не вертикально, как, например, на ВДНХ в Москве, а под наклоном. И тоже по соображениям секретности, чтобы ракету не было видно из проходящих мимо станции Торетам пассажирских поездов.

                                                                     Памятник первопроходцам

Ракетный сок

Самым расхожим приколом у байконурских военных всегда была одна фраза: “Ну выпил литр спирта, ну два. Но зачем же напиваться?”.

С самого основания космодрома Байконур здесь действовал жесткий сухой закон. Но людям, работавшим не только в состоянии строжайшей секретности, но и в тяжелейших климатических и физических условиях, необходима была разрядка. А наш человек знает только один способ расслабиться – хорошенько выпить. И, начиная с первопроходцев, которые приступили к строительству первой космической гавани человечества, байконурские специалисты умудрялись найти способ, как раздобыть необходимую огненную воду. А, учитывая, что спирта в то время на космодроме использовалось немерено, он-то, родной, и стал главным объектом потребления. Поскольку С2Н5ОН применялся в основном в ракетной технике, байконурцы стали называть спирт “ракетный сок”.

Со спиртом связана одна знаменитая на весь космодром история. Однажды в длительный полет на орбитальную станцию “Салют” стартовал экипаж, в составе которого был друг одного из специалистов, готовивших космический корабль к полету. И вот этот специалист по просьбе своего друга-космонавта втихаря вытащил из корабля 3 килограмма его личных вещей, а вместо них засунул грелку со спиртом того же веса (груз в космическом корабле взвешивают с точностью до миллиграмма). После прилета на станцию экипаж принял космический дом у предыдущей смены космонавтов и проводил их на Землю. А где-то через неделю работы в космосе у нового экипажа случился выходной. И космонавты отдохнули, видимо, неслабо, потому что сутки не выходили на связь с центром управления. Только на следующее утро они “вплыли” в отсек, где находилась телекамера, и с довольным видом поинтересовались: “Привет, а вы нас, наверное, потеряли?”.  Скандал в благородном семействе, говорят, был сильнейший. А незадачливого космического бутлегера, отправившего спиртовую посылку на орбиту, вычислили и уволили с волчьим билетом.

История космонавтики по-байконурски

Интересна история скромного памятника первопроходцам, установленного в самом начале проспекта Королева, который встречает всех приезжающих в столицу космодрома. Сооружение памятника велось в 1979–1980 годах. Возглавлял строительство подполковник Виктор Корольков из 8-го испытательного управления космодрома. Проблемы появились, когда пришел черед создания трех фигур первопроходцев. Попытки ракетчиков вылепить их из глины или гипса не увенчались успехом. Тогда Корольков решился на “художественный” эксперимент: надел тонкое белье, намазал открытые участки тела кремом, после чего его уложили в небольшой бассейн с гипсом. Когда гипс затвердел, помощники-солдаты извлекли “скульптора”.

Слепок получился отменного качества. По опробованной методике были сделаны еще две отливки с фигур солдат. Слепки залили бетоном, а потом они заняли свое место на памятнике.

                                                                          Олег Урусов на вывозе ракеты

А есть ли здесь радиация?

Как рассказывает “КАРАВАНУ” бывший военный специалист, а ныне начальник группы информационного обеспечения космического центра “Южный” Олег УРУСОВ, много лет живущий в городе Байконыре, у простого обывателя о космодроме сложилось представление, что буквально всё там пропитано радиацией. Еще недавно, когда люди узнавали, что человек живет на Байконуре, первый вопрос всегда звучал так: “А на вас радиация не сильно влияет?”.

На самом деле работы с радиоактивными материалами велись лишь на одной площадке космодрома – 94-А, которая была удалена от города почти на 100 километров.

Хотя раньше существовала программа запусков спутников с ядерными реакторами, но она была настолько засекречена, что лишь к концу 80-х годов (как всегда, из западной прессы) байконурцы с удивлением узнали, что такие космические аппараты почти 20 лет стартовали с 90-й площадки космодрома.

Заключительную точку в эпопее всех космических аппаратов с радиационными составляющими поставила межправительственная казахстанско-российская комиссия по комплексу Байконур, которая летом 1999 года постановила захоронить все имеющиеся радиоактивные отходы с площадки 94-А в могильнике Семипалатинского ядерного полигона. Последние отходы вывезли с Байконура уже в начале XXI века.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи