Опубликовано: 2400

О чем договорились: что скрывают типовые договоры поставщиков коммунальных услуг

О чем договорились: что скрывают типовые договоры поставщиков коммунальных услуг

Самая сложная для понимания ситуация складывается у собственников с поставщиками коммунальных услуг.

Выбора нет, прямого влияния на монополистов нет, но и не заключать с ними договор на их условиях они тоже не могут, просто какая-то ловушка по изыманию денег.

В соответствии с Законом “О естественных монополиях” представлять их интересы должен уполномоченный орган в лице комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики Республики Казахстан. Но то ли времени у него нет, то ли занят он чем-то сильно важным для государства, на практике всё выходит как выходит.

Волну по снижению тарифов поднял не кто иной, как глава государства, Генеральная прокуратура накрутила монопольщикам хвоста, как говорят в народе, и потребовала вернуть незаконно нажитое, а до всего остального, похоже, руки не дошли.

“Всё остальное”, между прочим, имеет самое прямое и финансово затратное значение для собственников, речь идет о так называемых типовых или публичных договорах, которые заключает владелец недвижимости с поставщиками коммунальных услуг. Повторюсь, что играть ему приходится по их правилам.

Наши постоянные читатели уже знают, что, купив квартиру и нажав на выключатель в коридоре, счастливчик автоматически входит в договорные отношения с поставщиком электроэнергии. Здесь не имеет значения тот факт, что новый хозяин жилья не был в офисе компании, не видел договора и не ставил своей подписи.

Для данной категории, называемой естественными монополиями, подобные действия ни к чему, собственник “заключает” с ними договор автоматически, едва вступив в свои права. Поэтому всегда полезно знать, а что там они написали.

Сейчас это можно сделать на сайте компании вашего города. Как правило, они выкладывают их под заголовком “Публичный договор” или “Типовой договор”. Нет компьютера, а внуки заняты, придется пройти в офис или центр по работе с потребителями, как они их еще называют. Сделать это нужно обязательно, потому что в договоре прописаны как права собственников, так и обязанности, и в разных регионах они могут быть различны, как, впрочем, различны они у всех поставщиков.

Мы взяли для разбора договора двух поставщиков Алматы: ТОО “Алматы Су” – они специализируются на поставках холодной воды и водоотведении (канализации), и ТОО “Алматинские тепловые сети” – тепло и горячая вода.

Об ушедшей в песок воде

Начнем с договора ТОО “Алматы Су”. Здесь нужно быть готовым к тому, что собственнику в определенном случае придется платить больше, чем показывает его индивидуальный прибор учета: “При 100-процентном наличии индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета подлежит оплате собственниками объекта кондоминиума в соответствии с количеством фактически проживающих людей, в иных случаях – по соглашению сторон”. В переводе на человеческий язык это означает, что в случае возникновения протечки либо откровенного воровства соседями путем накручивания их прибора учета объем ушедшей в песок воды поделят на количество проживающих по квитанциям жильцов и обяжут понесенные потери уплатить.

К слову, произойти подобная ситуация может и в случае неисправности общедомового прибора учета воды, если он “накрутил” больше, чем нужно.

Важно помнить, что общедомовые ПУ холодной воды установлены если не во всех жилых домах респуб­лики, то в подавляющем их большинстве, и ваша многоэтажка может быть также в их числе.

Весьма удивило наличие такого обязательства самого поставщика: “подпункт (10) пункта 22. Поставщик обязан: в период проведения профилактических и ремонтных работ предоставлять Потребителю питьевую воду транспортными средствами”. Если вам, уважаемые алматинцы, когда-либо предоставлялась/привозилась питьевая вода в период отключения, обязательно нам напишите, мы расскажем. У нас такого опыта нет. Теперь же вы об этом знаете и имеете право требовать.

Ну и наше любимое место в договоре – неустойка или пеня: “пункт 28. В случае просрочки платы за предоставленные услуги Потребитель в соответствии с Договором (за исключением случаев, преду­смотренных пунктом 32) выплачивает неустойку по ставке рефинансирования, установленную Национальным банком Республики Казахстан, действующей на день уплаты этих сумм, за каждый день просрочки, но не более суммы основного долга. Установление размера неустойки производится при заключении договора с потребителем. Началом срока начисления неустойки является 26-е число месяца, следующего за расчетным периодом, если иное не оговорено соглашением сторон”. Как пытаются заработать на смене счетчиков воды в Алматы: расследование "КАРАВАНА"

Ставка рефинансирования, как правило, колеблется в пределах 9–10 процентов за финансовый год (360 дней), то есть 0,03 или 0,02 процента в день. Поверьте, это не самое большое “наказание”, другие монополисты не так скромны в своих аппетитах.

Похвально еще и то, что это единственный случай, когда в договоре поставщик прописал право приостановить начисление пени: “пункт 31. По соглашению сторон при болезни или несчастных случаях, повлекших тяжелые материальные затраты или временную нетрудоспособность и подтвержденных документально, возможна отсрочка по начислению пени потребителю при его письменном обращении”.

Тепло ль тебе

Теперь о воде горячей и тепле.

ТОО “Алматинские тепловые сети” обозначили следующий факт заключения с ними договора: “3.2. Договор считается заключенным с момента первого фактического подключения потребителя в установленном порядке к присоединенной сети. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок”. Иными словами, подключили ваш дом в 1968 году к центральному тепло- и водоснабжению, вот и славненько, договор заключен, вы купили квартиру только месяц назад, ну кто же вам виноват, что не прочли газету за октябрь 2010-го или какого-там еще года, монополист неумолим: “10.1. Договор вступает в силу с момента опубликования в средствах массовой информации. 10.2. Договор считается заключенным на неопределенный срок”.

Нужно сказать, что ничего хорошего сам договор собственникам не сулит, от того и задавались мы вопросами относительно занятости уполномоченного органа.

Судите сами, на улице мороз, батареи чуть теплые, вы справедливо негодуете, мол, и мы, и дети замерзаем, а вам в ответ – ссылка на договор: “Недотоп, в случае стояния низких температур наружного воздуха менее или равно пяти суткам, в перерасчет не включается”.

Иначе говоря, договор разрешает поставщику “недотапливать” до установленных законом температур, собственник с этим обязан согласиться и холод в квартире оплачивать так, как будто в доме стояла теплынь.

Исходя из условий договора получить перерасчет с монополиста практически невозможно: “Индивидуальный перерасчет для отдельной квартиры, дома возможен при наличии акта, подписанного представителем поставщика и потребителем, о снижении по вине поставщика температуры внутри помещения ниже нормативной”. Мы не раз уже писали, как поставщик игнорирует вызов собственников в холодные квартиры и тем самым делает перерасчет практически невозможным, отсюда становится понятным, почему это происходит, кто же захочет сам признать свою вину. Как Алматинские тепловые сети уходят от ответа на вопрос: "Почему вами не начата процедура возврата незаконно начисленных средств?"

Ну и идем далее. В отличие от типового договора ТОО “Алматы Су” здесь предусмотрены экстремальные начисления для всех типов нарушителей.

Например, за численное несоответствие жильцов: “5.7.1. ...При обнаружении в квартире, не оборудованной приборами коммерческого учета, несоответствия количества фактически проживающих с указанными в договоре на теплоснабжение энергоснабжающая и (или) энергопередающая организации вправе сделать перерасчет предъявленной платы за горячую воду в двукратном размере за период с начала года”. Не предусмотрены сантименты и в отношении болящих и терпящих лишения: “5.5. В случае несвоевременной оплаты за потребленную тепловую энергию потребитель оплачивает поставщику пеню в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан, от суммы долга за каждый день просрочки платежа. Начисление пени производится с 26-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, и подлежит оплате согласно статье 282 Гражданского кодекса Республики Казахстан с суммы, присужденной или признанной в добровольном порядке, пени удерживаются безакцептно, при последующем первом поступлении денег на лицевой счет потребителя”.

Полуторакратный размер пени – это в 1,5 раза больше, чем за холодную воду, и платить ее нужно будет в том числе с суммы, присужденной судом. Это уже беспрецедентный случай в юриспруденции.

Подробно саму ситуацию мы разбирали в одном из прошлых номеров “КАРАВАНА” от 7 декабря 2018 года. Ознакомиться с материалом можно на нашем сайте Caravan.kz, поэтому подробно на ней останавливаться не станем. Скажем только, что истцам по закону дано право просить у суда проиндексировать сумму задолженности, если должник долго тянул с возвращением долга. Но чтобы вот так беспардонно в договоре установить требование, от которого собственник не имеет права отказаться… Игры в монополию: что скрыто в договорах, навязанных собственникам от коммунальщиков

Что еще таит для собственников сей договор: аналогично по условиям поставок холодной воды установлена солидарная ответственность за потребляемую горячую воду: ушла в песок, украли, сломался прибор и “накрутил” лишнего – платят все, помимо показаний индивидуальных счетчиков.

Обязательно также нужно уведомить о своем отъезде либо отсутствии на длительное время, к письменному заявлению необходимо приложить подтверждающие документы.

Ну и положительный момент: “7.2.1 Жилой дом может быть отключен от отопления по заявлению всех жильцов до окончания отопительного периода”. Определен также период, когда представители поставщика должны наведываться для проверки целостности пломб и показаний индивидуальных счетчиков – один раз в квартал.

На этом этапе пока всё, заходите на сайты компаний, изучайте их договоры. Не согласны, пишите в региональный департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, требуйте исключить или изменить условия, ущемляющие ваши права. Мы же продолжим тему договоров монополистов чуть позже в ближайших номерах “КАРАВАНА”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи