Опубликовано: 1275

Небо зовет!

Небо зовет!

“Заболевшие небом” – такой диагноз можно поставить многим казахстанцам. Собственный самолет или вертолет, прогулки на высоте птичьего полета – не роскошь, а модное увлечение.

В минувший уик-энд любители неба собрались на аэродроме Байсерке, на ежегодном авиапикнике “От винта”. Причем многие гости приехали не только посмотреть захватывающее шоу, но и записаться в понравившийся клуб – парашютный, авиамодельный, парапланерный, дельтапланерный. Самые смелые выбирали курсы пилотов. В рядах новичков мы увидели и представительниц прекрасной половины. Впрочем, сказать “слабой” язык не повернется, ведь на глазах у пяти с половиной тысяч зрителей девчонки лихо прыгали с парашютом, управлялись с различной летающей техникой.

А эта самая техника была повсюду – из металла, дерева и даже… бумаги. Пока взрослые изучали серьезные летательные аппараты, дети брали уроки оригами (изготовление бумажных самолетиков из бумаги), учились управлять бумажными змеями у представителей Японского культурного центра и посольства Японии. Артисты театра “АРТиШок” тоже не остались в стороне от всеобщей винтомании: по заказу зрителей они изображали крылатые и бескрылые машины.

Под крылом самолета…

Профессиональные пилоты казахстанских авиакомпаний во время шоу делились бесценными знаниями. Они комментировали элементы высшего пилотажа в небе (попробуй отличи без подсказки “иммельман” от “ранверсмана”!), знакомили с характеристиками воздушных судов, рассказывали о секретах своей профессии.

– Испытать свои силы может каждый желающий, – говорит шеф-пилот одной из авиакомпаний Сергей Савин. – Сегодня многие казахстанцы интересуются сверхлегкой авиацией. Частные лица покупают себе вертолеты, самолеты, специально выезжают в другие страны на обучение, где вертолеты популярны в качестве аэротакси. Конечно, стать пилотом не так просто. Для этого необходимо получить специальное образование, налетать минимум 40 часов с опытным инструктором.

К слову, права пилота – удовольствие недешевое. Один летный час стоит от 500 долларов в зависимости от типа воздушного судна. Ну а хорошая современная авиатехника – вообще целое состояние: сто, триста тысяч, миллион долларов и выше. Чаще такую технику покупают крупные компании для своих нужд – перевозки людей в отдаленные районы, командировок, организации пикников и экскурсий для партнеров и гостей.

В моде – ретромашины

По данным Казахстанской ассоциации сверхлегкой авиации, удостоверение пилота-любителя имеют 70 казахстанцев, еще четыре года назад их было в два раза меньше. В целом в “ассортименте” у авиакомпаний, хобби-клубов, специализирующихся на легкой авиации, – 72 вертолета и 157 самолетов, воздушных шаров, дельтапланов и другой летающей техники.

Вновь входят в моду автожиры – летательные аппараты, предшественники вертолета, которые активно использовались в годы Второй мировой войны. Как говорят специалисты, по цене автожир во много раз дешевле, чем вертолет или самолет, к тому же это самый безопасный летательный аппарат.

– Изобретение испанца Хуана де ла Сиервы прощает многие ошибки пилота, а это несомненный плюс для любителей, – говорит Нурлан Аселкан. – Автожир используют в разных целях. Например, австралийские фермеры с его помощью пасут стада овец.

Ну а любители свободного полета “укрощают” моторный параплан. Он практически ничем не отличается от обычного параплана, только к подвесной системе пилота сзади крепится бензиновый мотор с винтом. Романтики предпочитают воздушные шары.

Самыми популярными моделями вертолетов считаются “Робинсон”, “Белл” и “Еврокоптер”. Их возможности зрителям показали вслед за полетом советской машины старой закалки – Ми-2. Иностранные машины в отличие от своего советского собрата летали практически “без шума и пыли”…

Профессиональные пилоты с восхищением наблюдали за маневрами вертолетов. Они рассказали, что современные машины могут благополучно приземляться при любых погодных условиях, и в спасательных операциях – в горах или на открытых участках – они незаменимы.

Не менее интересно было наблюдать с земли запуск радиоуправляемых авиамоделей – уменьшенных в сто и более раз копий самолетов. Большинство авиамоделистов увлекаются этим хобби с нежного возраста. Правда, и модели тогда были другие. А сегодня в коллекциях есть “игрушки”, сравнимые по цене с автомобилем.

Забавы для богатых

У любителей свежего воздуха популярны прогулки на воздушном судне. Есть такая услуга, как тур выходного дня над южной столицей и ее окрестностями. Билет на двадцатиминутную прогулку в среднем стоит 20 тысяч тенге. Маршрут может меняться в зависимости от пожеланий. Сегодня вертолеты доставляют отдыхающих не только в горные ущелья, но и к другим красотам: Поющему бархану, Чарынскому каньону, озерам Алаколь, Балхаш…

Еще об одном модном увлечении – хели-ски – нам рассказали пилоты. Это увлекательное катание в горах на лыжах или досках с использованием вертолета для заброски к месту очередного старта. Порой любителей экстремального спорта тянет так высоко, что самостоятельно забраться на снежную вершину они не в силах. Тогда на помощь приходит машина.

А в теплое время года заядлые рыбаки не жалеют денег на хели-рыбалку. Возможности вертолетов позволяют высаживать рыбаков в труднодоступные места, на небольшие островки, на которые добраться можно лишь вплавь.

– В прошлое лето мы с друзьями слетали на Балхаш, – рассказал нам участник авиапикника Сергей. – Дорого, зато быстро: один час двадцать минут полета. Наловили рыбы – и домой. Незабываемое путешествие!

Ну а любители удивлять заказывают самолеты, вертолеты на свадьбы, дни рождения, корпоративные праздники. На 8 Марта одна алматинская компания набила доверху розами вертолет, а когда он завис в воздухе над офисом компании, из машины на собравшихся дам посыпались цветы…

Елена КОЭМЕЦ. Фото Сергея ЗЮЗИ и Тахира САСЫКОВА

Загрузка...