Опубликовано: 4089

Небо, самолет, девушка. Легко ли быть стюардессой?

Небо, самолет, девушка. Легко ли быть стюардессой?

Они – словно богини в небе. Потому что заботятся о нас, когда мы летим высоко над землей. Кто они, стюардессы – прекрасные ангелы или такие же люди, как и все мы? О нюансах небесной профессии “КАРАВАНУ” рассказывает бортпроводница одной из казахстанских авиакомпаний Яна ЕСИПЕНКО.Универсальные солдаты

– Для начала – что входит в обязанности стюардессы?

– Бортпроводники прежде всего отвечают за безопасность и комфорт на борту самолета. Мы должны быть готовы ко всему. К примеру, может произойти возгорание в печи или в проводке видеосистемы. Нужно немедленно приступить к тушению, чтобы не допустить неконтролируемого огня и дыма в салоне. Самолет полностью выгорает за 90 секунд, а в полете это происходит еще быстрее, поэтому промедление в таких случаях недопустимо. Безопасности полета может помешать неприемлемое поведение пассажиров. Люди, теряющие контроль над собой, могут быть опасны для всех. Бортпроводник в таких ситуациях выступает в роли психолога и громоотвода. Если же ситуация выходит из-под контроля, приходится действовать быстро и жестко. Нас обучают правилам самозащиты и специально готовят к обезвреживанию таких пассажиров. А если кому-то станет плохо, бортпроводники обязаны оказать доврачебную помощь. В самолете для этого имеется все необходимое, в том числе и дефибриллятор. Нас обучают даже принимать роды. Мы, как универсальные солдаты, сочетаем в одной профессии сразу несколько – это пожарные и спасатели, психологи и няни, служба безопасности и скорой помощи. Кроме того, помогаем мамам присмотреть за детьми, предлагаем детские наборы и журналы, чтобы занять их на время полета. Есть пассажиры, которые боятся летать, – пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, беременные женщины. К таким должен быть специальный подход. В общем, необходимые качества бортпроводника – сдержанность и спокойствие, контактность и терпимость в общении с пассажирами.

– Эта работа – мечта детства?

– Да, я мечтала о небе с детства, не осознавая, кем именно хотелось быть. Раньше мне казалось, что стать стюардессой – это недостижимая мечта. Но узнав, что в компании есть вакансии, я отправила резюме. Когда меня пригласили на собеседование, была в восторге, а когда прошла по конкурсу, счастью не было границ.

На первом месте – язык

– Как проходит отбор в стюардессы?

– На первом этапе проверяется знание языков – казахского, русского, английского, а также умение работать в команде, коммуникативные навыки. Знание других иностранных языков приветствуется. Пройти этот этап мне помогло то, что я по профессии – филолог, преподаватель английского и немецкого языков и литературы. Следующий этап отбора – врачебно-летная комиссия.

– Даже в самую свирепую армию попасть, наверное, легче…

– Наверное. Если в армию практически всем ставят штамп “годен”, то у нас учитывается малейшее отклонение от нормы. Даже если ты получил эту работу, нужно каждые три месяца проходить медкомиссию. Чтобы человек следил за своим здоровьем и всегда был в тонусе. Еще бортпроводнику необходимо обладать крепкими нервами и устойчивым вестибулярным аппаратом.

– Как небесная жизнь бьет по здоровью?

– Главный минус – нагрузки на организм: постоянная смена часовых поясов, перепады давления, разорванный график сна и бодрствования, болезни вен из-за постоянной работы на ногах, низкое давление из-за ранних рейсов. К тому же в салоне самолета особый кондиционированный воздух – в нем гораздо меньше кислорода, чем на земле, и всего 20 процентов влаги. Сами бортпроводники подшучивают, что из-за недостатка воздуха в самолете они выглядят моложе своих лет и не стареют. Поэтому многие стюардессы, которым уже за 50, выглядят на много моложе своих сверстниц.

– За 50? Разве в этом возрасте не отправляют на пенсию?

– В России в 45 лет уходят. В Казахстане мы идем на пенсию, как все. Принимают в бортпроводники с 20 до 32 лет, а сколько ты проработаешь, зависит от здоровья.

88 часов

– Как проходит рабочий день стюардессы?

– Рабочий день начинается с прибытия в аэропорт за полтора-два часа до вылета. Скажем, если вылет в 6 утра, надо явиться на предполетный брифинг в 4.00–4.30 утра. Как и пилоты, бортпроводники проходят медицинский контроль перед рейсом. Даже с насморком в небо не выпустят. Затем проходим досмотр службы безопасности. Уже на борту – предполетная подготовка. Ответственные за питание принимают еду, сверяют количество порций, наличие всего необходимого – от посуды до салфеток. Другие проверяют аварийно-спасательное оборудование, контролируют, все ли закреплено на местах, работает ли система освещения. Проверяется борт и на наличие посторонних предметов. После полета, когда пассажиры покинули самолет, мы обязаны осмотреть салон – не забыл ли кто пиджак или сумку, все ли двери и прочее оборудование исправно работают, нет ли подозрительных предметов. Только после этого борт сдается наземным службам. Затем в офисе проводится послеполетный брифинг, где разбирается, как прошел рейс.

– И сколько рейсов в неделю?

– От двух до пяти. Самое главное – надо быть готовой к жизни на колесах. В месяц проводишь в среднем 88 часов в небе – больше не рекомендуется по медицинским показателям.

– А сколько выходных?

– В месяц у нас семь законных выходных. Также между рейсами есть определенные дни – так называемый резерв, когда должен быть готов к тому, что в любой момент вызовут в рейс, если кто-то из коллег не допущен к полету – например, из-за того же насморка.

– Всегда ли есть возможность посмотреть страну, в которую вы летите?

– А это в зависимости от рейса. Часть международных рейсов – разворотные. Это когда у нас  стоянка в другой стране всего полтора-два часа, и мы летим обратно. А бывают эстафетные рейсы – когда мы меняемся на борту с другой бригадой. В этом случае едем в гостиницу, отдыхаем минимум 12 часов, максимум – до недели. Тогда и есть возможность посмотреть город, в который прилетели.

Ни капли звездности

– За 7 лет своей работы бортпроводницей не пожалела о своем выборе?

– Ни разу. Эта профессия – самая небесно-романтичная. Ты не знаешь, в каком городе или стране можешь оказаться завтра. В этом есть свое очарование! Плюс возможность посмотреть мир. А отпуск у нас – 60 дней.

 – Знаменитых людей  встречаешь?

– Очень часто. Особенно когда летишь в Москву или из Москвы. Например, летали с “Иванушками”, Анитой Цой, Надеждой Бабкиной, Геннадием Хазановым, Львом Лещенко… Частые гости – звезды казахстанской эстрады. Ни с кем не было проблем. Они идут на контакт, дают автографы, не против сфотографироваться. В общем, никаких признаков звездной болезни!

– Судя по тому, что у вас нет мыслей уходить из профессии, зарплата вас устраивает?

 – Вопрос зарплаты – коммерческая тайна. Скажу только, что она состоит не только из месячного оклада – оплачивается каждый час, проведенный в небе, плюс суточные, когда мы находимся за границей или в другом городе Казахстана – то есть “вне базы”.


Известная персона

Поставить бы памятник

Роман АЛЬМАНСКИЙ, казахстанский шоумен, актер:

– Я считаю, что в каждом городе надо поставить памятник стюардессам! Потому что ни у кого нет столько выдержки, сдержанности, бесстрашия и человеколюбия, сколько у этих прекрасных созданий. Они должны улыбаться, хорошо выглядеть, не бояться высоты и всегда оставаться эталоном спокойствия.

На моей памяти произошла такая история. В соседнем кресле сидел мужчина, стюардесса пять раз приносила ему воду. Он, не допивая очередную порцию, требовал принести свежую в новом стакане. Вы бы видели счастливые глаза бедной девушки, когда этот пассажир уснул!

Плохо работающих стюардесс я просто не встречал! Они – умнички! Если бы моя дочка решили пойти в эту профессию, я бы, безусловно, согласился.


МИФЫ О СТЮАРДЕССАХ

‰ Главное требование – модельная внешность и фигура. На самом деле рост бортпроводницы должен быть не ниже и не выше среднего – чтобы она могла без труда достать до верхних полок для багажа. И главное все-таки – не внешность, а профессионализм и опыт.

‰ У стюардесс есть парашюты, которые спрятаны в спинки их кресел. Парашюты не предусмотрены ни для стюардесс, ни для пассажиров. Просто ремни безопасности для бортпроводников, которыми они пользуются при взлете и посадке, отличаются от пассажирских и напоминают ремни от рюкзаков.

‰ Бортпроводник – не мужская профессия. Как правило, на каждом борту есть стюарды. Чтобы, например, помочь пассажирам разместить тяжелый багаж, перетащить контейнеры, тележки с питанием или усмирить буйного пассажира.

‰ Стюардессы уходят в декрет сразу, как только узнают о своей беременности. Как только стюардессы узнают о своем положении, их переводят на “земную”, офисную работу. В декрет они идут, как и все, – в семь месяцев беременности.

‰ Бортпроводницы – те же официантки, только в самолете. На самом деле разносить питание по время полета – лишь один из пунктов сервиса и отнюдь не основная обязанность.


Загрузка...