Опубликовано: 1529

Не в “коня” корм!

Каждый автолюбитель хоть раз сталкивался с некачественным бензином. Чаще всего мы, вздохнув, меняем место заправки. И даже не пытаемся предъявить претензии АЗС, а тем более выставить продавцам некачественного топлива счет за ремонт автомобиля. А зря!

НАША СПРАВКА

Что такое октановое число?

Понятию “октановое число” (ОЧ) можно дать несколько определений. Например, такое: ОЧ характеризует детонационную стойкость топлива или его способность противостоять преждевременному самовоспламенению. Зачем нужен этот показатель?

У бензиновых двигателей есть система зажигания, задача которой – в нужный момент поджечь топливно-воздушную смесь в цилиндре. Если бензин качественный, все так и происходит. Но если ОЧ у бензина низкое, смесь пытается гореть не так, как хотели создатели двигателя: в цилиндре возникают ударные волны, которые в критических случаях разрушают детали мотора. Когда эти волны “бьют” по металлическим деталям, образующим камеру сгорания, слышен звонкий стук, как говорят водители – “стучат пальцы”.

* * *

Соответствие заявленному октановому числу – первый признак качества бензина. Проверки природоохранной прокуратуры довольно часто показывают, что на некоторых АЗС города октановое число бензина не соответствует заявленному: вместо АИ-96 продают АИ-92, в который добавляют всевозможные присадки, или АИ-80 “доводят” до АИ-92. Экспертиза на соответствие октановому числу занимает всего час-полтора, а стоит

3500 тенге.

* * *

Некачественное топливо чувствуешь сразу. “Железный конь” вроде бежит, но как-то не слишком резво. То вдруг замечаешь, что двигатель стучит как-то не так. То, меняя свечи, обнаруживаешь неестественного цвета нагар.

Реально ли доказать, что во всем этом виноват некачественный бензин?

Вполне! И в этом мы убедились сами. Оказалось, что провести экспертизу можно без проблем. Надо только четко знать, для каких целей вы это делаете.

За анализом – с канистрой

Если просто хотите проверить качество только что залитого топлива, можно, приехав в лабораторию, тут же прямо из бака слить два литра бензина и проверить его. Таким образом, вы будете точно знать, стоит ли продолжать заправляться на этой АЗС.

Ну а мы для чистоты эксперимента и получения точных данных качества купленного бензина отправились за покупкой с канистрой, чтобы не смешивать топливо в баке. Купив на двух первых попавшихся автозаправках по пять литров бензина марки АИ-93 и АИ-96, поехали в Независимый центр экспертизы качества нефтепродуктов ТОО “ORGANIC”.

– По внешним признакам и цвету вроде бы нормальный бензин, – отметила директор Независимого центра экспертизы нефтепродуктов “ORGANIC” Акмарал Калмуратова. – Нам один раз привезли на экспертизу… воду, на которой была только тонкая бензиновая пленочка. Посмотрим, какое октановое число покажет ваш бензин.

– А какие еще показатели можно проверить в вашей лаборатории? Например, определить наличие присадок?

– Вообще, завод-изготовитель имеет право использовать при производстве бензина различные присадки, кроме тетраэтилсвинца. Эти же присадки могут добавлять и реализаторы на АЗС. Однако выяснить, где именно добавили присадки, невозможно, – пояснила Акмарал Абдуллаевна. – Мы можем проверить фракционный состав бензина, содержание в нем воды…

Собирайте улики!

Анализ проводится быстро – уже через час мы узнали: купленный нами бензин не соответствовал заявленному октановому числу. АИ-96, который мы приобрели на одной из крупных сетей АЗС, в действительности показал октановое число 94,8. По мнению специалистов, это был, скорее всего, АИ-92, в который кустарным способом добавили присадки.

А вот АИ-93, купленный на небольшой, но достаточно проходимой АЗС, показал октановое число всего 76,4!

Но результатов анализа для судебного разбирательства с владельцами автозаправки еще недостаточно. Ведь надо еще доказать факт покупки некачественного бензина именно на этой автозаправочной станции.

– Значит, обязательно надо привезти на экспертизу бензин в канистре? – задаю последний уточняющий вопрос.

– Все зависит от того, что вы намерены предпринять, – пояснила Акмарал Калмуратова. – Если хотите предъявить претензии реализаторам некачественного топлива, то необходимо соблюсти множество юридических процедур.

Но добиться сатисфакции вполне реально. Как рассказали юристы Общества защиты прав потребителей “Адал”, куда мы обратились за консультацией, уже есть прецеденты, когда в судебном порядке потребители доказывали, что в результате покупки некачественного бензина сломался автомобиль, и АЗС оплачивали ремонт.

– У нас был один клиент, он сам профессиональный юрист, потому все сделал грамотно, – пояснила президент общества Артык Жумагуловна Сейткалиева. – Когда сразу же после заправки у него не завелся автомобиль, он тут же позвал представителей АЗС. Они, правда, отказались составлять акт. И тогда клиент вызвал сотрудников полиции, с ними опечатал бензобак, а машину поставил на штрафстоянку, поскольку дело было в пятницу вечером, а в выходные дни лаборатория не работает.

В понедельник пострадавший автовладелец обратился в Общество защиты прав потребителей, юристы которого вместе с сотрудниками Центра независимой экспертизы приехали на штрафстоянку и при свидетелях взяли пробу прямо из бензобака.

– Лабораторные исследования подтвердили, что бензин был плохого качества, а результаты диагностики на СТО установили, что поломка напрямую связана с плохим топливом, – рассказала Артык Жумагуловна. – В итоге АЗС пришлось полностью оплатить ремонт машины, потребителю вернули около 80 тысяч тенге.

Совет юриста

Самое главное в борьбе с АЗС – доказательная база. Во-первых, при покупке бензина необходимо требовать чек. Во-вторых, при поломке автомашины надо срочно обращаться в Общество защиты прав потребителей, где юристы имеют право сделать контрольную закупку, составить акт и опечатать взятую пробу или бензобак. Лучше всего не уезжать с АЗС, а вызывать юристов прямо на “место происшествия”. В-третьих, надо заручиться показаниями свидетелей и результатами экспертизы.

* * *

Что присаживать будем?

По данным ученых Центра анализа физико-химических методов исследования и анализа КазНУ им. Аль-Фараби, в Алматы чаще всего встречается бензин с присадками на основе железа и метилтретбутилового эфира.

Ферроцен

В Китае ввели запрет этой присадки, и все неиспользованные запасы хлынули в Казахстан и Россию. Мешок китайского ферроцена (25 кг) стоит около 30 долларов. Одного такого мешка достаточно для того, чтобы превратить из АИ-92 в АИ-95 более 450 тысяч литров бензина! И для этой процедуры не требуется никакого специального оборудования: засыпал ведро ферроцена в бензовоз – и все. К тому же “железный” высокооктановый бензин можно получать и из так называемого прямогонного бензина низшей очистки, причем чем ниже по качеству бензин, тем лучше ферроцен повышает октановое число. Эксперты уверены: от такой “передозировки” свечи начинают хандрить уже через 3000 километров пробега. Нагар мешает нормальному искрообразованию, начинаются пропуски зажигания. В итоге недогоревший бензин может вывести из строя дорогостоящие нейтрализатор и лямбда-зонд. Срок работы двигателя такой бензин сокращает в несколько раз.

Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ)

Исследований по поводу того, как влияет МТБЭ на человека и окружающую среду, нет. В США, например, добавлять в топливо такие эфиры запрещено из-за риска отравления грунтовых вод. А в России концентрация МТБЭ в бензине не должна превышать 15 процентов. Согласно техническим нормам и в Казахстане концентрация метилтретбутилового эфира не должна превышать 10 процентов. Применять в кустарных условиях эту присадку не так уж и выгодно, считают ученые-химики, поскольку добавлять требуется в большом количестве.

Кроме того, МТБЭ меняет фракционный состав бензина, топливо становится менее “калорийным”, и увеличивается его расход. Вот и получается “недолив”, количество литров бензина вроде то же, а километров проехали меньше.

По мнению специалистов, эфир относительно безопасен для двигателей. Но если концентрация присадки будет превышать норму, то могут возникнуть проблемы с прокладками и резиной, поскольку увеличивается окисляемость бензина.

Анна ПАВЛОВА

Загрузка...