Опубликовано: 1620

Не отчаивайтесь, домохозяйки!

Продолжаем публикацию обзоров различных сегментов рынка, начатую в №30 от 24 июля т.г. Понять причины замедления роста рынка бытовой техники и попытаться спрогнозировать его будущее – цель сегодняшней статьи.

Представьте себе современный дом без бытовой техники. Не получается? Правильно, потому что полезная электроника прочно заняла в нем свои позиции. Доля ручного труда, в основном женского, резко сократилась: казахстанский прекрасный пол привыкает к тому, что все или почти все может сделать умная техника.

Рынок бытовой техники в Казахстане, как и многие другие рынки, развивался на фоне мощного старта рынка недвижимости и параллельно с ним: ежегодный рост второго в Казахстане составлял 20–25%, а количество казахстанских магазинов, специализирующихся на электробытовых приборах, увеличивалось примерно на 15% в год.

Председатель комитета торговли Министерства индустрии и торговли РК Айдар Казыбаев полагает, что Казахстан ежегодно ввозит электробытовой техники на 800 млн. долларов, импортная продукция “оккупировала” порядка 70% рынка. Согласно этой оценке, объем рынка составляет порядка 1,14 млрд. долларов.

Со своей стороны, представители розничных сетей бытовой техники считают, что рынок достиг и превысил рубеж в 1,5 млрд. долларов и что до 90% бытовой техники и электроники – это импорт. Оставшиеся 10% – техника, собранная в Казахстане, из них 7% – продукция LG.

В 2007 году сеть компании “Планета электроники” занимала приблизительно 25% рынка. Примерно столько же было у ее основных конкурентов – Sulpak Electronics и “Технодома”. Неплохая доля на рынке принадлежала точке “серой” торговли – ЦУМу (данные по Алматы и Астане). Из регионов информацию о структуре рынке не удается суммировать. Причина в том, что кроме крупных сетевых игроков в регионах находится множество локальных продавцов, имеющих приличную долю в продажах.

Удар ниже пояса

Кризис на рынке стал очевидным еще в конце 2007 года, а пик пришелся на 2008 год. В течение всего периода продажи существенно падали – по некоторым сегментам рынка почти на 50–60%. “В конечном счете соотношение продаж дорогой и бюджетной техники составило 35 к 65 в отличие от докризисных 60 к 40. Люди стали больше внимания обращать на недорогую технику, что, в свою очередь, связано с относительным насыщением рынка дорогостоящей техникой”, – поясняет коммерческий директор компании “М-Техникс” Максим Варсава.

Чтобы понять, отчего замедлился некогда бурный рост рынка бытовой техники у нас, необходимо к явным трем причинам его оставшегося в прошлом взлета и связанных с этим оптимистических прогнозов – росту благосостояния казахстанцев, потребительскому буму, всплеску активности в строительном сегменте – добавить еще один: относительное уменьшение продажной стоимости, связанной с удешевлением технологий производства бытовой техники.

Наиболее значимым фактором, способствующим развитию рынка бытовой техники, является рост доходов населения. Здесь на первый взгляд проблем не было: по итогам 2008 года доходы увеличились на 28%. Средняя ежемесячная зарплата казахстанцев составила порядка 370 долларов США на человека. Но проблемой стали высокая инфляция и рост цен на продукты питания. Прямо пропорциональная зависимость: возрастает в цене продуктовая корзина – средств на другие товары остается меньше.

2009 год перевалил за экватор, но до сих пор не ясно, вырастет ли рынок вообще.

Между тем импорт бытовой техники и домашней электроники в Казахстан не сократился.

Коммерческий директор сети магазинов бытовой техники Sulpak Виталий Стремский считает, что в 2009 году роста рынка вообще не будет, и это – одна из основных тенденций текущего периода развития сектора бытовой техники. По итогам первых месяцев 2009 года Sulpak потерял треть продаж, в основном за счет снижения продаж техники среднего ценового сегмента, а продажи в высоком ценовом сегменте, по словам г-на Стремского, изменились незначительно.

Население просто перестроилось психологически и не разбрасывается деньгами: теперь за меньшие деньги оно желает приобрести более функциональный товар.

В условиях кризиса все участники рынка стараются оптимизировать свой бизнес.

“Кризис довольно сильно ударил по субъектам бизнеса, – говорит г-н Варсава. – Пришлось резко оптимизировать расходы. Правда, никто с рынка так и не ушел. Я думаю, уходить просто некуда. Поэтому крупные, средние и малые компании на рынке бытовой техники сделали максимум, чтобы не разориться. К примеру, переехали из дорогих офисов в менее дорогие, сократили штаты, уменьшили командировочные расходы”.

Директор алматинской розничной торговли сети магазинов “Планета электроники” Алексей Ли считает, что “многие компании наверняка не смогут выстоять в текущих условиях, особенно если высок уровень их долгов. Крупным игрокам легче сдерживать цены. Мы не так зависимы от валютного курса, как мелкие компании и серые дилеры. Чтобы сильно не повышать цены, мы сейчас экономим на рекламе, сокращается количество маркетинговых акций. В результате в нашей сети цены выросли незначительно – на 5–10% в зависимости от категории техники”.

Средние и малые компании куда сильнее подвержены кризису, хотя бы потому, что не имеют таких возможностей по рефинансированию, как крупные компании.

Что готовит день грядущий

В свое время строительный бум в мегаполисах спровоцировал население на покупку дорогой бытовой техники. Улучшая свои жилищные условия и приобретая квартиры для вложения свободных средств и сдачи в аренду, казахстанцы оснащали их современными электробытовыми приборами.

Бум затих. Однако рост может прийти с другой стороны! Практически во всех крупнейших магазинах бытовой техники Алматы работают кредитные эксперты как минимум из двух банков или кредитных организаций. И условия кредита можно найти не хуже, чем в докризисные времена. Единственное существенное отличие – более тщательная проверка банками потенциальных заемщиков.

Участники рынка настроены оптимистически.

“Думаю, рынок будет постепенно расти. Уже сейчас выручка компаний стабилизировалась на определенном уровне. Полагаю, руководители сделали выводы из происшедшего и теперь не будут наивно надеяться на докризисный рост. Рост, даже если и будет, то иной: компании должны свыкнуться с мыслью, что бешеной маржи больше не будет. Надо менять стратегии и ориентироваться не на максимальную маржу, а на максимальное количество продаж. За счет оборота и будет дальнейший рост”, – уверен г-н Варсава.

Ну и последний прогнозный штрих: скорее всего, стабилизация рынка бытовой техники пройдет параллельно с процессом слияний и поглощений.

Крупные компании будут стремиться “съесть” конкурентов, таким образом расширив объемы рынка. В свою очередь, без мощного партнера средние и малые компании выжить не смогут.

Подробную, насыщенную цифрами и фактами версию можно найти на сайте www.gazeta.kz с 10 августа.

Евгений МИХАЙЛОВ

Загрузка...