Опубликовано: 3600

Не для печати: все, что надо знать о "деле Матаева"

Не для печати: все, что надо знать о "деле Матаева"

Суд отпустил Сейтказы Матаева под домашний арест, отметив его готовность возместить ущерб.


Сначала шок, потом недоумение и куча вопросов – глава Союза журналистов Казахстана, президент Национального пресс-клуба Сейтказы МАТАЕВ арестован, освобожден и снова арест. Но уже домашний. Что случилось?

В понедельник глава алматинского департамента агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Шаттык УТЕЕВ сообщил журналистам, что “совершенные Матаевым коррупционные и экономические преступления являются тяжкими”. Коллеги сразу обратили на это внимание: получается, что еще до суда Сейтказы назвали преступником? На вопросы, каков сегодня статус у подозреваемого, г-н Утеев несколько раз повторил, что “в настоящее время проводятся следственные действия”. В том числе и по сыну Сейтказы – Асету, который возглавляет информационное агентство КазТАГ.

Обоим Матаевым инкриминируют преступления, совершенные в течение 2011–2015 годов: от присвоения и обналичивания бюджетных средств в особо крупных размерах до уклонения от уплаты налогов и неисполнения договорных обязательств по результатам тендеров.

Дозвониться до коллеги не удалось ни в понедельник, ни во вторник.

В среду в Медеуском районном суде Алматы судья Анина БАЙДАУЛЕТОВА по предложению прокуратуры вынесла решение – домашний арест на два месяца.

По ходу заседания Сейтказы заявил, что покидать страну не намерен, хотя под домашним арестом ему будет сложнее собирать доказательства своей невиновности по инкриминируемым ему преступлениям. “Я хочу доказать свою невиновность. Это нужно в первую очередь мне самому”, – сказал он и добавил, что следствие не оказывало на него никакого давления.

В решении суда сказано: “Матаев С. Б. подозревается в совершении тяжких коррупционных преступлений, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет… Однако, учитывая, что он обратился с заявлением о готовности возместить причиненный ущерб по представленным им документам о неприменении в отношении него меры пресечения, связанной с арестом…” – домашний арест.

Это значит, что Сейтказы запрещено общаться с внешним миром (за исключением близких родственников и адвокатов) – от личных встреч до всех видов средств связи. При этом “место жительства взято под охрану”…

Опять вопросы. Сначала глава Союза журналистов говорит, что намерен доказать свою невиновность. Потом, если следовать постановлению суда, что готов возместить ущерб. Что здесь ближе к истине? Или это тактический ход адвокатов для следствия?

Уклонение от уплаты налогов? Пять лет мытари никаких нарушений не находили, а тут сразу и на огромную сумму…

Попутно обнаружились нарушения в пристройке к зданию Нацпресс-клуба 3-го и 4-го этажей. Странно: 10 лет назад это было законно и вполне сейсмостойко – соответствующие документы имеются. Но госархконтроль дистанционно и всего за день определяет, что пристройка незаконна...

Я знаком с Сейтказы почти три десятка лет – в 80-х начинали профессиональную деятельность в Тургае, он чуть раньше, я чуть позже.

И я всегда поражался умению Матаева не просто находить общий язык с представителями власти и оппозиции на площадке своего пресс-клуба, но и спокойно (вот это выдержка!) модерировать даже самые горячие дискуссии, которые порой могли превратиться в битвы – от метания яиц и прямых оскорблений до рукоприкладства.

Да, помимо профессии и просто дружеских отношений, меня с Сейтказы роднит одна деталь в наших биографиях: мы оба свою трудовую деятельность начинали плотниками. Он – в алматинском СУ “Отделстрой”, а я на Балхашском хлебозаводе. Вот так вот.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи