Опубликовано: 2132

Наш киноклуб

Наш киноклуб

Казахстанские “новостройки”

2008 год выдался урожайным для отечественного кинематографа. Номинация на “Оскар” “Монгола”, успех “Тюльпана” на престижнейших кинофестивалях в Каннах и Венеции, Гран-при “Евразии” ленты “Прощай, Гульсары”, показ “Подарка Сталину” на открытии Пусанского МКФ, долгожданная премьера “Мустафы Чокая”, “Баксы” в конкурсе Римского МКФ, заканчивающегося сегодня…

О большинстве этих фильмов мы писали, и не раз. Сегодня представляем вам обзор других “свежевыпеченных” казахстанских кинолент, премьеры которых или релизы на DVD ожидаются в ближайшее время.

Фильм: “Ближний бой”, США/Казахстан.

Режиссер: Еркен Ялгашев

В ролях: Кунг Ли, Дэвид Кэррадайн, Эрик Робертс, Гэри Бьюзи, Кэри-Хироюки Тагава, Боло Янг, Олег Тактаров, Криста Кэмпбелл, Нуржуман Ихтымбаев, Оливье Грюнер.

Бей первым, Эрик!

О проекте “Ближний бой” режиссера и продюсера Еркена Ялгашева говорится и пишется уже несколько лет. Вот только, несмотря на многочисленные анонсы, в прокат картина так пока и не вышла, и даже на фестивале “Евразия” демонстрировалась копия с черновым монтажом. Впрочем, и без чистовой версии можно констатировать: задача создать боевик категории В выполнена.

…Казахстанский боец Эрик Уалихан (вьетнамец Кунг Ли – известный спортсмен, чемпион мира по кикбоксингу), бывший десантник и сын респектабельного шымкентского бизнесмена, выигрывает чемпионат по боям без правил в Лас-Вегасе. На родине героя встречают с подобающими почестями, и только местный мафиози Алибек (американец родом из Японии Кэри-Хироюки Тагава), являющийся фактическим хозяином Шымкента, не испытывает гордости за земляка. Алибек положил глаз на девушку Эрика, модель Анастасию, а кроме того, хочет прибрать к рукам бизнес отца чемпиона и его партнера. Алибек убивает друга Эрика и обставляет все так, чтобы подозрение пало на спортсмена. Но как раз в этот момент мимо проходила Анастасия с видеокамерой, она и засняла все на пленку. И теперь всем грозит опасность, а Эрик вынужден пуститься в бега – в Америку.

Боевики класса В – это экшн-фильмы с непритязательным сюжетом и без особых амбиций на попадание в число произведений искусства. Сюжет “Ближнего боя” настолько непритязателен, что я бы все-таки перевел ленту в разряд комедий, причем комедий первоклассных. Такое впечатление, что сценарий писали в три подхода, причем каждый раз забывали перечитать написанное прежде – настолько много в нем ляпов, нестыковок и несоответствий. К примеру, когда находящийся в бегах Эрик выходит на ринг в Америке, его начисто забывают все промоутеры и только через полгода наводят справки: “Ах, это, оказывается, чемпион!”.

Не совсем понятно, на какую аудиторию рассчитан фильм – западную или казахстанскую? Если на зарубежного зрителя, то в США подобные картины перестали быть популярными лет 20 назад – тогда же, когда были популярны Дэвид Кэррадайн, Боло Янг, Гэри Бьюзи и другие звезды “Ближнего боя”. Если на нашего, то некоторые бытовые сцены просто доводят до слез, например, когда бизнесмены-миллионеры бутылками потребляют дешевую водку одного из спонсоров, или начальник одной из тюрем в Шымкенте по-американски грозно произносит: “Отсюда еще никто не убегал”. Да и иностранцы в роли казахов у нас не в чести, на чем, в частности, погорел “Кочевник”. А Кунг Ли на Эрика Уалихана похож не больше, чем Куно Беккер – на Абылай-хана.

Такая разная пятерка

Фильм “В городе А”

Режиссеры: Галия Елтай, Нариман Туребаев, Талгад Жаныбеков, Ерлан Нурмухамбетов, Ержан Рустембеков.

В ролях: Жан Байжанбаев, Дулыга Акмолда, Виталий Куприянов, Асем Абдрахова, Ербол Садырбаев, Арман Мурзагалиев, Асель Таджикулова, Асем Копбаева.

Картина “В городе А” – это альманах из пяти новелл, связанных между собой местом действия. Сняли их пять молодых казахстанских кинематографистов, однако единого полотна не получилось. Уж очень разные по уровню короткометражки. Выделить можно только две – “Увертюра” и “Прозаик”, про остальные и сказать-то нечего.

“Прозаик” – история писателя, связанного контрактом с издательством, но находящегося в состоянии творческого кризиса. И как раз в этот неподходящий момент к нему из аула приезжает старинный товарищ – с подарками, гостинцами и, разумеется, жаждой развлечений. В итоге получается забавная история с элементами комедии, трэша и даже фильмов ужасов. Но все те веселые и не очень неприятности, в которые попадают герои в рамках одной отдельно взятой квартиры, не застилают главной, как показалось, темы – разности менталитетов, уклада и человеческих взаимоотношений в городе и ауле.

Герой новеллы “Увертюра”, начинающий актер, за весь фильм не произносит ни одного слова. А когда ему говорить, если жизнь – калейдоскоп из основной работы, “левой” и других халтурок, только благодаря которым он и может выжить? Проснулся, оделся, репетиция в массовке в театре, потом дубляж зарубежного фильма на киностудии, проведение корпоратива, и т.д. и т.д. А на следующий день – все по новой. И, несмотря на веселость и динамизм происходящего на экране, история эта не такая смешная, как может показаться.

И в болезни, и в бедности

Фильм: “Вдвоем с отцом”.

Режиссер: Данияр Саламат.

В ролях: Бахытжан Альпеисов, Нурмаханбет Айтенов, Гульшат Тутова, Улан Нусубалиев, Дана Канабекова, Акмарал Ерболатова.

Картина “Вдвоем с отцом” удостоилась призов за лучшую мужскую роль и режиссуру на кинофестивале “Евразия”. Это и вправду добротная драма из городской жизни, построенная на не так часто встречающейся ситуации: много вы видели отцов-одиночек при живых матерях?

…Школьный учитель труда Карим живет вместе с сыном в комнате общежития. Мать ушла из семьи к директору той же школы – за благополучием, устроенностью и большой квартирой. Почему она оставила сына, прямо не говорится, но, скорее всего, по воле нового мужа. А муж прежний теперь вовсю старается, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, хотя сделать это непросто. И даже роскошь в виде покупки самсы в киоске может обернуться походом домой пешком, а не поездкой на автобусе.

Отечественное кино любят обвинять в том, что в угоду иностранным фестивалям жизнь в наших фильмах преподносится в темных тонах, а зарубежные зрители все это с благодарностью “кушают” и сопереживают. Однако к картине “Вдвоем с отцом” это не относится. Преднамеренной чернухой здесь и не пахнет – просто жизнь, какая она есть. По идее герой Бахытжана Альпеисова Карим – положительный. Даже несмотря на то, что не совсем легально продает торговцам на базаре разделочные доски и прочие предметы обихода, сделанные его учениками. И даже когда он, несмотря на слезы сына, отказывается идти защищать бывшую жену от оказавшегося жестоким диктатором нового мужа, Карима можно понять, хотя ситуация противоречивая. Но и Кариму надоедает быть добрым. Вернее, ему надоедает быть добрым в ТАКОЙ жизни. Хотя искусственная попытка стать отрицательным, таким, как все, выглядит не более чем срыв. И финал расставляет все по своим местам: по-настоящему доброго человека не переделаешь – даже вечной неустроенностью и бедностью.

Деревенская история

Фильм: “Песнь южных морей”.

Режиссер: Марат Сарулу.

В ролях: Владимир Яворский, Ирина Агейкина, Жайдарбек Кунгужинов, Айжан Айтенова, Вадим Андреев.

Картина “Песнь южных морей” – причудливая иллюстрация современного кинопроцесса. Фильм снят в Кыргызстане, кыргызским режиссером о жизни в республике, но является копродукцией Казахстана, России, Франции и Германии. И на кинофестивалях лента представляет нашу страну.

…В русской семье, живущей по соседству с кыргызской, рождается ребенок. Отец в шоке – у него, блондина (да и жена не брюнетка), рождается темненький сын с азиатскими чертами лица. Между приятелями Иваном и Асаном пробегает черная кошка, да и жена Асана не в восторге – ведь все указывает на то, что муж ей изменил. Проходят годы, но отношения между семьями не восстанавливаются. Да и сын Сашка чувствует себя чужим среди своих.

Хотя описание сюжета “Песни южных морей” веселым не назовешь, в фильме много комедийных сцен. По сути, это деревенская комедия с весьма серьезной подоплекой национальных взаимоотношений в многонациональной стране и столь же непростых проблем внутри одного этноса. И даже забавные отношения директора гидроузла (его сыграл известный российский актер Вадим Андреев) со своим водителем-немцем перестают быть таковыми, когда парень сообщает, что уезжает в Германию. И как бы он ни нравился характером директору – работать-то некому!

Вопрос, как же так получилось, что Сашка родился темненьким, в фильме не главный. В конце концов с ним без труда разберется любой, кто в школе изучал биологию, раздел “Наследственность”. Гораздо интереснее то, местами шутливое, местами грустное и даже шокирующее, исследование, что проводится в картине “Песнь южных морей” на тему, что важнее в человеке и кто важнее для человека.

Загрузка...