Опубликовано: 2400

Нацарапанная форма жизни

Нацарапанная форма жизни

Кого-то влекут потенциальная опасность и адреналин в крови, другие ограничиваются тремя нехитрыми буквами на стенах лифтов. Иные же делают граффити смыслом своей жизни, постоянно находясь в поиске новых форм самовыражения.


Возвращаясь к истокам

При упоминании “граффити” у одних возникают прямые ассоциации с вандализмом и хулиганством. Для других – это элемент уличной культуры, порожденный городской средой, и отдельный вид древнейшего изобразительного искусства. В переводе с испанского этот термин означает “царапать”, чем, собственно, и занимались наши предки 30 000 лет назад. Именно этими цифрами датированы самые первые наскальные рисунки – прародители современного граффити. 
Но если древние люди рисовали земляными красками: красной и желтой охрой, углем и белой известью, то их современные последователи используют баллончики, наполненные разноцветной нитроэмалью и сжиженным газом. Современное граффити помимо самих рисунков имеет своей целью передачу сообщений на различные темы – от политических и социальных до совершенно личных. Эти сообщения чаще всего представлены в зашифрованном коде, понятном только сообществу граффити – райтеров. Мы встретились с основателем первой и единственной в Казахстане школы граффити, а также творческой мастерской REPAS workshop Дмитрием, он же Dmn. 

Возможности, ограниченные фантазией 

– У вас высшее художественное образование, талант и опыт – несколько тысяч художественных работ. Почему выбор пал именно на граффити?
– Граффити отчасти является ответом обществу потребления с его навязанными шаблонами и стереотипами. Эти шаблоны в первую очередь проявляются в области масс-медиа и изобразительного искусства. Когда я окончил художественную школу и факультет дизайна, у меня осталось ясное впечатление, что зря потратил время. Групповые занятия не идут на пользу творческим людям. Граффити же дает мне необузданные возможности, ограниченные лишь моей фантазией. Это именно та художественная деятельность, которая изначально была создана вопреки официальному пониманию высокого и низкого искусства. При этом в нем выразилось стремление человека к свободному независимому творчеству, не угнетаемому догматикой социальных институтов. 
– Любые несанкционированные рисунки на городских стенах являются незаконными. Где грань между вандализмом и свободным творчеством?
 – Никогда не стал бы рисовать на только что отремонтированном здании, и уж тем более – на памятнике культуры. Во-первых, у нас в Алматы – куча унылых мест, которые буквально напрашиваются, чтобы их облагородили. Во-вторых, серьезные арт-проекты можно делать только легально. Чем я сейчас, по большему счету, и занимаюсь, работая художником-оформителем. На данный момент моя команда состоит из пяти человек. Все эти люди проверены временем, поглощены творчеством, имеют свое мировидение и так же, как и я, занимаются любимым делом. Мы долго шли к тому, чтобы иметь возможность заниматься своим хобби и получать за свою работу деньги. 
– Над серьезными проектами работают сразу несколько художников. Как удается органично вписать отдельные элементы в общую картину?
– Коллективное творчество – это интересный и технически сложный процесс, он под силу только слаженной команде. Каждый понимает, что рисует не только он, и иногда  приходится подстраиваться под своих коллег. Работая над проектом и зная свои сильные стороны, мы интуитивно подмечаем, кто и когда должен вступить в игру. От процесса и результата совместной работы мы получаем неимоверно приятные впечатления. 

Табу для райтера

Зачастую предпосылкой к тому, чтобы взяться за баллончик с краской, служит веяние хип-хоп-моды, под влиянием которой оказывается чуть ли не каждый подросток. Именно в этот период не обремененные моральными и нравственными ценностями дети разрисовывают памятники и достопримечательности, которые для взрослых райтеров являются табу. В этом случае творческие поиски молодых людей могут создать им и их родителям большие проблемы, так как в нашем законодательстве предусмотрен целый букет соответствующих статей от “Умышленного уничтожения либо повреждения имущества” до “Нарушения правил благоустройства и содержания населенных пунктов”. Большинство райтеров отлично знают и понимают потенциальную опасность и последствия, которые сулит им государство за их неформальные художества. Поэтому их цель – качественные работы, вполне себе официальные проекты и даже полноценные художественные выставки.

Алматы


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи