Опубликовано: 947

На оружии мы не экономим?

Арест Бориса Шейнкмана, бывшего полковника Советской Армии, а ныне – представителя израильских фирм, поставляющих вооружение нашим военным, вызвал немало вопросов.

Объяснения пресс-службы Комитета национальной безопасности по поводу ареста представителя Бориса Шейнкмана – бывшего полковника Советской Армии и представителя четырех израильских фирм, занимающихся поставками и модернизацией вооружения, были краткими и оставили большое поле для домыслов.

По официальной версии, гражданин Израиля был арестован “по подозрению в совершении ряда преступлений, в том числе по фактам мошенничества”.

Пресс-секретарь КНБ Кенжебулат Бекназаров уточнил, что речь идет… о пенсионных выплатах.

– Он каким-то образом получал пенсию в Казахстане, – сообщил он.

Тот факт, что контрразведка так заинтересовалась военными пенсиями отставного полковника Советской Армии, не мог не привлечь внимания прессы. Казахстанские средства массовой информации стали дружно цитировать статью израильской газеты “Маарив”, где говорилось о том, что Борис Шейнкман использовал личные связи в казахстанской армии для продвижения интересов израильских оружейников. В частности, был упомянут командующий ракетными войсками и артиллерией Кажимурат Маерманов, который якобы был сослуживцем Шейнкмана.

Самым крупным заказом израильских фирм, интересы которых представлял Шейнкман, была модернизация именно артиллерийских систем и ракетных систем залпового огня (РСЗО) – широко разрекламированные гаубица “Семсер” и РСЗО “Найза”.

Слово офицера – дороже золота! И конвертируется в валюту?

Мы обратились за комментарием к генерал-майору запаса, бывшему заместителю командующего Аэромобильными войсками Махмуту Телегусову, который в качестве военного эксперта работал с аудиторами счетного комитета. Генерал обнаружил несколько любопытных фактов.

– Израильтяне по результатам сделок заявили, что казахстанская армия получила сверхсовременные системы, которых нет на вооружении ни у одной страны мира, – говорит Махмут Телегусов. – Возможно, это так, не могу сейчас спорить, не имея на руках результатов сравнительных испытаний. Кстати, и по той причине, что эти испытания… не проводились! Более того, и “Найза”, и “Семсер” не были представлены государственной технической комиссии, судя по всему, Министерство обороны поверило на слово генералу Маерманову, представившему доклад о необходимости работы именно с израильскими фирмами и самим израильтянам. Высоко у нас ценят слово офицера! Кроме того, насколько мне известно, эти системы не испытывались, как положено, в различных климатических и географических условиях. Модернизацию артиллерийских и ракетных систем были готовы произвести также и российские, и белорусские фирмы. В 2007 году после визита в Астану делегации военно-промышленного комитета Республики Беларусь начальник главного управления обеспечения вооружением и военной техникой Минобороны полковник Геннадий Лаптев пишет доклад, в котором приводит преимущества модернизации тех же РСЗО белорусским предприятием “Агат”. Одно из преимуществ – цена уступает заявленной израильтянами в 6–7 раз. Почти тогда же аналогичный доклад на имя министра обороны пишет его заместитель генерал-лейтенант Поспелов, предложивший “пересмотреть целесообразность приобретения РСЗО израильского производства”, уступающей по ряду боевых характеристик продукции “Агата”.

Артиллеристы, тендер не для нас!

Но Министерство обороны закупает системы залпового огня у израильской компании IMI без тендера, из одного источника. Проверка счетного комитета на соответствие этого контракта нормативно-правовым актам выявила ряд грубейших нарушений. Во-первых, закупать артсистемы из одного источника можно было по Закону “О госзакупках” в особом порядке только при наличии определенных условий: при нейтрализации непосредственных угроз национальной безопасности, посягательств на национальные интересы и так далее. То есть, например, в том случае, если страна уже ведет войну, враг подступает к границе, орудий катастрофически не хватает, закупить их больше просто не у кого.

Во-вторых, в нарушение Закона “О госзакупках” количество закупаемого оборудования было уменьшено без изменения цены! Армия получила вместо 4 автомобилей для командного пункта – 1(!), меньшее количество контейнеров для ракет “Град”. По дополнительному соглашению к контракту “исчезли” машины на базе КамАЗа. Помимо всего оплаты компании IMI проводились без актов приемки оборудования Министерством обороны, хотя за 2007 год IMI выполнила свои обязательства не в полном объеме. Полное описание всех выявленных нарушений занимает несколько страниц убористого текста в докладе счетного комитета.

– Cамое печальное – не сам единичный факт поставки супердорогих гаубиц и систем залпового огня в обход всевозможных правил. Ведь не один Шейнкман имеет знакомых среди генералов. Знаете, сколько таких полковников и подполковников запаса, которые имеют приятелей с большими звездами и организуют фирмы по поставке всего и вся для Министерства обороны? – задает риторический вопрос Махмут Телегусов. – Только в результате выборочной проверки счетного комитета мы обнаружили несколько таких случаев – Минобороны выплачивало огромные средства за не поставленные по факту услуги! А что может выявить полная и непредвзятая ревизия?

Филипп ПРОКУДИН

Загрузка...