Опубликовано: 1600

На коронацию с “Беломором”

На коронацию с “Беломором”

С 10 по 12 июня в Лондоне прошли официальные торжества в честь 90-летия королевы Великобритании Елизаветы II. А житель Усть-Каменогорска Дмитрий Климов (на фото) помнит июнь 1953 года, когда Елизавета взошла на монарший трон. Подлодка, где служил Дмитрий, сопровождала советскую делегацию в Портсмут на морской парад в честь коронации.

1 300 миль ради доброго имиджа

В начале 1953 года советский военный флот был официально приглашен для участия в морском параде на рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Елизаветы II. Предстояло пройти почти 1 300 миль. В послевоенные годы советский военный флот, помимо боевых задач, выполнял еще миссию… имидж-бомбы. Моряки должны были продемонстрировать высочайший уровень культуры и образованности во время дружественных заходов кораблей в порты иностранных государств. Почетную эскадру составили тральщики, подлодки, сторожевик и новейший красавец-крейсер “Свердлов”. На последнем разместились советско-партийные деятели во главе с заместителем председателя Совмина Алексеем Косыгиным, подарки и… лучший шеф-повар ленинградского ресторана “Астория”.

6 июня флотилия покинула берег Кронштадта. В этом походе оказался и 20-летний крепыш-сибиряк Дмитрий Климов, служивший матросом на дизель-подлодке. От памятного путешествия у него остались несколько фотокарточек и папиросы “Беломорканал”, которые им, молоденьким матросам, выдали сразу 12 пачек.

– Это был прекрасный сувенир, – вспоминает бывший балтиец, – англичане брали у нас “Беломор” и со смехом говорили: будем курить в самый радостный праздник. А взамен давали нам толстые сигары в обертках.

Первыми шли тральщики – они страховали от минных заграждений, которыми в те годы была перегорожена вся Балтика. Курс лежал строго в помеченном вёшками фарватере, уход корабля в сторону мог быть расценен как нарушение границы и повлечь международный скандал. Таким было время – раскручивалась холодная война, обострялось противостояние двух систем. Понятно, что подлодки участвовали в составе эскадры тоже не ради протокола…

“Виват, регина Елизавета!”

К сожалению, с того английского похода у Дмитрия Ивановича не осталось матросской формы. Можно только догадываться, как браво смотрелись морячки в бескозырках и клешах, когда на лодку с визитом прибыли британские адмиралы.

– Весь состав выстроили по боевому порядку, – поделился воспоминаниями бывший моряк. – Два офицера прошли вдоль шеренги – молча. У них не принято здороваться. Смотрели подолгу каждому в глаза, будто мы были им что-то должны. Высокие, худые. В строю кто-то из наших прошептал: бедные, всего один раз обедают и четыре раза пьют чай.

В Лондон экипаж подлодки не попал, зато насмотрелся в порту на королеву – ее портретами были оклеены все здания. Местные жители, особенно девушки, с удовольствием знакомились с розовощекими морячками, пробовали объяснить, как Елизавета училась держать на голове стопку книг – готовилась к тяжести короны. Затем, округлив глаза, показывали, сколько у королевы этих золотых корон – много!

– Нам провели целый ликбез по церемонии английского двора, – с улыбкой заметил Дмитрий Иванович. – Рассказали, что после возложения короны публика должна скандировать: “Виват, регина Елизавета!”. А окружению положено преподнести букеты цветов.

Вечером 17 июня в Портсмуте состоялся морской парад. Флотилии всех стран-участниц были в праздничном убранстве. На “Свердлове” на рее фок-мачты (самой высокой) вывесили британский и советский флаги. Елизавета II вместе с супругом обошла строй кораблей на белоснежной яхте Surprise.

– Мы встретили королеву троекратным “ура”, как положено по протоколу, – рассказал устькаменогорец. – Фрегат прошел так близко, что я видел белое платье королевы и золотые пуговицы на кителе ее мужа. Все корабли салютовали 21 залпом. Затем по сигналу в колоннах везде выключили иллюминацию, а с авианосцев дали салют красным. Было как в сказке!

Концерт по заявкам

Флотилия простояла в Портсмуте неделю. Крейсер “Свердлов” пользовался невероятной популярностью – с разрешения руководства делегации на верхнюю палубу позволили подняться гостям сфотографироваться. В английской прессе с удивлением писали об интересном культурном отдыхе матросов, которые то затягивали красивые песни, то пускались в пляску. Никто представить не мог, что под видом экипажа на борту зажигает ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. Артисты искусно имитировали “внезапные” минутки отдыха советских моряков.

Через две недели с начала похода советская эскадра вернулась на родину. По воспоминаниям Дмитрия Ивановича, моряков встречали с восторгом и даже устроили на радио концерт по их заявкам. Матросы чувствовали себя героями.

Судьба не дала возможности устькаменогорцу еще раз побывать на туманном Альбионе. Но уважение к королеве этой страны Дмитрий Иванович пронес через все годы.

– Она достойна восхищения за сочетание невозможного – народности и недоступности, – заметил бывший военный моряк.

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи