Опубликовано: 1922

На дорогах теряем людей и деньги. Кому это выгодно?

На дорогах теряем людей и деньги. Кому это выгодно?

Казахстан вошел в список стран с высоким уровнем гибели людей в ДТП: 30 человек на 100 тысяч населения. Ежегодно на дорогах страны погибают свыше 3 тысяч человек и около 17 тысяч получают увечья. Что делается, чтобы это предотвратить?За 7 месяцев текущего года произошло 10 727 ДТП, погибли 1 446 человек и 13 958 получили травмы. И каждый день – новые сообщения о трагедиях.– Одной из причин увеличения

количества погибших в ДТП является изменение модели учета дорожно-транспортных происшествий, – пояснил “Каравану” начальник управления координации и безопасности дорожного движения Комитета административной полиции МВД РК Канат САДВАКАСОВ. – С 2011 года согласно правовой статистике закрепление погибших и раненых происходит в течение 30 суток после ДТП, тогда как ранее жертвами аварий считались погибшие в течение семи дней после аварии.

Однако переход к международным стандартам только обнажил проблему, сделав статистику более правдивой. И – более страшной.

По оценке Всемирного банка, ежегодно казахстанский бюджет теряет из-за дорожных аварий около 1,5 процента ВВП.

Материальный и социальный ущерб исчисляется миллиардами: в 2012 году эта цифра перевалила за 600 миллиардов. Сравните: на оборонные нужды страна ежегодно тратит 200 миллиардов тенге!

Автомобилей – больше, дороги – хуже

Комитет дорожной полиции МВД констатирует: одна из первых причин увеличения количества аварий – рост числа автомобилей. За последние пять лет автопарк страны вырос более чем в два раза – с 2 до 4,2 миллиона штук.

А вот ремонт и благоустройство дорог проводятся не столь быстрыми темпами, причем как в городах, так и на междугородных трассах.

Оценить все прелести отечественных автомобильных дорог мне довелось в минувшие выходные, возвращаясь из Петропавловска в столицу.

– Из-за скверного состояния дорог все автобусные рейсы из Петропавловска в Кокшетау идут с опозданием на час, поэтому задержимся, – предупредил водитель междугородного рейса Юрий ЛЕОНТЬЕВ. – Дорога ремонтируется уже несколько лет.

Ехать было не скучно: залатанный асфальт, прерываемый ямами и ухабами, временами менялся на объездную, больше напоминавшую проселочную, дорогу.

Впрочем, роста ДТП на североказахстанском участке дорог за последние годы не произошло: видимо, опасная трасса дисциплинирует водителей.

Лучшая защита – профилактика

Как показывает практика, дорожная полиция все-таки констатирует растущее число ДТП, а вот предотвратить их пока не в силах. Не помогают ни зарубежный опыт, ни ужесточение штрафов. Как найти выход?

Ситуацию можно исправить минимум за два года, считает руководитель общественной организации “СТОП ДТП” Алмат САЛГАРИН.

– Аварий из-за неисправного технического состояния машины – всего около 0,2–0,5  процента, – говорит он. – Но на техосмотре зациклена основная работа дорожной полиции. Конечно, налицо экономическая выгода: 200 миллионов долларов, получаемых за техосмотр от 4 миллионов автомобилей. Но ведь количество ДТП от этого не уменьшается!

По словам Алмата Салгарина, решение проблемы следует искать в основных причинах дорожно-транспортных происшествий. Он изучил статистику: 95 процентов всех аварий происходит из-за превышения водителем скорости или затрудненной реакции при совершении маневров.

Так вот, он предлагает внедрить системы, которые делают невозможным совершение нарушений.

– Есть такое устройство, будучи встроенным в машину, оно отслеживает через спутник наличие ограничения по скорости и просто не дает машине превысить порог. Есть система, которая отслеживает состояние водителя. Обнаружив падение реакции (водитель выпил, заснул, устал, принял лекарства), машина снижает верхний разрешенный уровень скорости или просто останавливает машину.

Но что-то не слышно, чтобы у нас кто-то собирался внедрять такие системы. Предотвращать аварии невыгодно?

Астана

Загрузка...