Опубликовано: 9300

Минэнерго предлагает поднять цены на газ

Минэнерго предлагает поднять цены на газ

Министерство энергетики предложило увеличить предельные оптовые цены на товарный газ на 15 процентов. Это должно стабилизировать общую ситуацию в газотранспортной системе страны. В последний раз тарифы поднимали в 2017 году. Но в 2019 году Совет Безопасности РК решил их снизить по всем регионам на 4–18 процентов. С тех пор цены не повышались.

По предварительным расчетам, повышение предельных оптовых цен на газ на 15 процентов приведет к повышению розничных цен на газ для населения от 7 до 11 процентов, рассказал "КАРАВАНУ" директор юридического департамента АО "КазТрансГаз Аймак" Жасулан ЖИЕНБЕКОВ.

Как известно, товарный газ на внутренний рынок АО "КазТрансГаз" поставляет по ценам ниже его стоимости. И сложившаяся ситуация в скором времени может привести к коллапсу в отрасли. Нормативный срок эксплуатации магистральных газопроводов 25–30 лет. Но большая часть газотранспортной системы страны была построена еще в 60-е годы прошлого века. То есть она уже работает дольше, чем в нее было заложено.

Например, магистраль Бухара –Урал введен в строй в 1963–1964 годах, Карталы – Рудный – Костанай – в 1965-м, Средняя Азия – Центр – в 1967-м, Бухарский газоносный район – Ташкент –Бишкек – Алматы – в 1971-м, Макат – Северный Кавказ – в 1987 году. Им уже по 50–60 лет. За это время металл устает, растут риски утечки газа и пожара на газопроводах. Такие магистрали требуют постоянного ухода и ремонта. Мелкий текущий ремонт от беды не спасет.

Буквально 2 месяца назад в Оренбургской области России на магистральном газопроводе "Союз" произошел взрыв газа.

ЧП случилось недалеко от села Мухраново. Человеческих жертв нет. После взрыва ООО "Газпромтрансгаз Екатеринбург" отключил нитку и прекратил подачу газа потребителям до ликвидации аварии.

"Союзу" "всего" 40 лет. Его приняли в эксплуатацию в 1980 году. Он еще сравнительно "молод" по сравнению с основной частью газопроводов Казахстана. По нему наше голубое топливо поступает на Оренбургский газоперерабатывающий завод.

Магистральный газопровод Газли – Шымкент еще моложе. Он был введен в строй в 1988 году. Но летом 2019 года здесь тоже произошел взрыв. На территории Узбекистана. Причина – просачивание газа из трубы. Жертв, к счастью, не было. Но именно эта магистраль поставляет природный газ из Бухары на юг Казахстана.

По оперативным данным компании, за последние 5 лет было выявлено порядка 67 тысяч дефектов на газотранспортной системе Казахстана. Устранены из них только 9 тысяч.

Такая ситуация, уверен заместитель генерального директора АО "Интергаз Центральная Азия" Абзал КИСМЕТОВ, сложилась из-за постоянного сдерживания роста тарифов. И, как следствие, нехватки денег на восстановление и развитие всей газотранспортной системы. Что в итоге приведет к нарастанию количества закритичных дефектов и сохранению высокого риска аварийности инфраструктуры. Сдерживание или снижение тарифов на газ может привести в дальнейшем к непоправимому ущербу для страны. За чей счет газуем?

Подача газа может прекратиться не только в частные дома. Без топлива останутся предприятия ЖКХ, дающие электричество, тепло, горячую воду населению и предприятиям регионов.

Другая причина убытков компании – строительство новых газопроводов.

В конце 2019 года был сдан первый этап магистрального газопровода "Сарыарка", построено более 1 тысячи километров трубы Кызылорда  – Караганда – Нур-Султан. Проект стоил 267 миллиардов тенге. 102 миллирда тенге дал Евразийский банк развития (ЕАБР), купив облигации АО "АстанаГаз КМГ". Еще по 51 миллиарду напрямую кредитовали проект ЕАБР и Банк развития Казахстана. Эти деньги тоже надо отдавать. Единственный способ это сделать – поднять цены на газ.

Из-за ограничения нефтедобычи в рамках исполнения обязательств ОПЕК+ упала общая добыча в стране. Это сократило объем товарного газа, поставляемого "КазТрансГазу" по регулируемым государством ценам. Чтобы удовлетворить внутренние потребности в топливе, компании приходится закупать его из других источников.

Также повысилась цена покупки российского газа в рамках обменных операций с ПАО "Газпром".

При этом с прошлого года Узбекистан прекратил поставки в Казахстан. Чтобы покрыть потребности страны, часть казахстанского газа транзитом проходит через газотранспортную систему Узбекистана. Всё это увеличивает стоимость газа на внутреннем рынке.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи