Опубликовано: 1730

Минэкономики – таможне: “То нельзя, то можно!”

Минэкономики – таможне: “То нельзя, то  можно!”

Казахстанцы в недоумении: как ввозить автомашины для собственного пользования в условиях Таможенного союза, если в правительстве не могут разобраться в документах, которые сами же и выпускают?

Сайт Министерства экономического развития и торговли, а также блог Премьер-министра завалены жалобами казахстанцев, поверивших обещаниям правительства о введении с 1 июля 2010 года льготной растаможки для новых автомобилей и старых авто сроком до трех лет.

Предполагалось, что льготы будут действовать целый год – до 1 июля 2011 года.

Об этом на одном из совещаний в правительстве говорил Премьер-министр Карим МАСИМОВ. Вслед за ним и министр экономического развития и торговли Жанар АЙТЖАНОВА поясняла: пошлины в течение переходного периода будут ниже действующего единого таможенного тарифа в два-три раза.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРЕДУМАЛО?

Проект постановления напечатали во всех СМИ. Люди ринулись покупать новые автомобили за границей.

Однако не успели заказанные автомобили пересечь границу Казахстана, как в свет вышло новое постановление №682 “О вопросах перемещения транспортных средств физическими лицами для личного пользования”, по которому льготно растаможить можно лишь машины сроком эксплуатации от 3 до 10 лет. Получилось, что льготные пошлины на новые автомобили попросту не ввели.

Что тут началось! Жалобы потекли рекой! К нам в редакцию, например, пришло письмо нашего читателя Владимира из Германии: он купил своему брату, проживающему в Казахстане, новый автомобиль, но теперь на растаможку казахстанец не может собрать денег.

“Ранее говорилось, что за новые авто и сроком до 3 лет эксплуатации льготная растаможка составит 0,75 евро за куб. Но когда брат пришел растаможивать машину, ему сказали, что машина не попадает под льготную растаможку. Оказывается, в последний момент правительство передумало!

Разве в нормальной стране так может быть?”

Правда, есть и хорошие новости: если в первоначальной редакции проекта была льготная ставка от 0,75 евро, то в новом постановлении уже фигурировали ставки от 0,35 евро и выше, в зависимости от объема двигателя.

КУПИТЬ МОЖНО, ПРОДАТЬ – НЕЛЬЗЯ?

Канцелярский язык постановлений, а порой и откровенный непрофессионализм в составлении всей этой горы бумаг и пояснительных писем привели к тому, что в таможенных органах, не успев получить один документ, вслед получали другой, полностью отменяющий предыдущий. Дошло до того, что “попали” не только те, кто купил новое авто, но и те немногие, кто, оформив прохождение автомобиля через таможню по льготным правилам, успел получить в таможенном приходном ордере штамп “Без права отчуждения”.

Оказалось, что всему виной очередное разъяснительное письмо Комитета таможенного контроля Минфина РК от 21 июля 2010 года, в котором говорилось о необходимости “проставления на таможенном приходном ордере отметки о запрещении отчуждения транспортного средства без разрешения таможенного органа”.

Между тем это прямое нарушение конституционных прав граждан Казахстана, которые вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, считают многие специалисты.

Начальник таможенного поста “Алматы Авто” департамента таможенного контроля по Алматинской области Бахыт ТУЛЕПОВ, например, пояснил:

– Со стороны таможенных органов ограничений по пользованию, распоряжению и владению автомашинами, импортированными нашими гражданами, в Казахстане нет. То есть с ними можно совершать любые сделки, предусмотренные законодательством. Но реализовать такой автомобиль можно только внутри страны и только гражданам Казахстана либо лицам, проживающим в третьих странах, не входящих в Таможенный союз. При продаже авто в Россию придется доплатить таможенные платежи по разнице в ставках, так как там ставки для ввоза машин для личного пользования намного выше.

– Правда ли, что один человек может ввезти на свое имя только один автомобиль?

– Да, если речь идет о льготной растаможке. Однако в период с 1 июля 2010 по 1 июля 2011 года можно ввезти на свое имя для собственного пользования два и более автомобилей, заплатив по более высоким расценкам, они приведены в постановлении правительства № 682. Но использовать льготный автомобиль в предпринимательской деятельности нельзя.

– Как это понимать?

– То есть продать его по завышенной цене, с выгодой для себя, вы его уже не сможете. С ущербом для себя – пожалуйста!

ЧИНОВНИКИ ПОСЫЛАЮТ… НА ТЕЛЕФОН

Трудности перевода с чиновничьего языка на язык реальности коснулись не только вопросов покупки-продажи авто. У некоторых новоиспеченных автовладельцев возникли проблемы при постановке машины на учет в органах дорожной полиции.

Другие жаловались на то, что, несмотря на соответствие требованиям льготной растаможки, на самой таможне с них требовали дополнительную плату – так называемую “шапку” в 500 долларов.

И как же на жалобы откликнулись чиновники? На сайте Министерства экономического развития и торговли людей, обращавшихся за помощью, отсылали… на телефоны информационной службы Комитета таможенного контроля.

Мы попробовали позвонить по указанным телефонам. Оператор соединила нас с человеком, который должен был дать пояснения по процедуре продажи купленного автомобиля. Однако ничего внятного он нам сказать не смог. Лишь пообещал, что в ближайшее время будут даны разъяснения в территориальные таможенные органы об отчуждении автомобилей.

– Как быть, если я хочу продать машину гражданину Казахстана, а с меня требуют выплату разницы ставок?

– Ничего платить не надо.

– Можете назвать номер постановления правительства, на которое можно сослаться?

– Мы вам не можем его назвать, потому что его… еще нет в природе.

* * *

НЕ НАДО ГНАТЬ… ЗА ТАЧКОЙ ЗА ГРАНИЦУ

Как только народ узнал о льготной растаможке, шансом привезти авто из-за границы решили воспользоваться даже те, кто ни разу в жизни сам не гонял машины.

Многие подумали: зачем брать автостарье здесь, когда можно купить “свежак” за те же деньги в стране-производителе?

Но тут – свои нюансы. Такое путешествие может быть и чрезвычайно выгодным, и крайне разорительным!

Германия: Цены кусаются

Несколько лет назад самым популярным направлением за подержанными авто была Германия. Сегодня туда едут либо те, у кого за границей живут родственники, либо новички. Цены на авторынке Германии уже не выглядят столь заманчиво, как раньше.

А если поедешь наобум, можешь купить машину втридорога и, вернувшись домой, понять, что на ближайшем рынке стоимость такого же авто ниже!

Поэтому не поленитесь изучить предложения на немецком рынке заранее. Наш коллега из Германии выслал нам адрес сайта, где покупают машины сами немцы: http://www.auto.de/.

Сразу скажем, информация не порадовала. Цены кусаются. Как нам пояснили водители, которые раньше гоняли авто из Германии, ценовой скачок произошел, когда Германия вошла в зону евро.

Мы сравнили немецкие цены с алматинскими по нескольким популярным маркам автомобилей: в Германии авто дешевле на тысячу-полторы евро. Но туда же еще доехать надо! Плюс проживание, расходы на бензин на шесть с лишним тысяч километров. А еще бывалые говорят, что есть “неучтенные расходы” на границах, их на пути перегонщика будет аж четыре!

Так что в результате может оказаться, что самопригнанное авто из Германии обойдется намного дороже, чем купленное в Казахстане.

Корея: Деньги вперед!

Любителям свежепригнанных корейских машин тоже хватит адреналина. На местных автосайтах сейчас появилось множество предложений по доставке машин и помощи в льготном таможенном оформлении. Но и здесь полно своих подводных камней. О них нам рассказал Юрий, который занимается этим бизнесом уже давно.

– Сегодня стоимость машины в Корее, например, такой марки, как Ssang Yong Korando 2002–2004 годов выпуска, около 6000–7000 долларов (на местном рынке мы нашли такие же авто за 9000–10 000 долларов. – Прим. ред.). Предложения можно посмотреть на сайте www.encar.com, – рассказал он. – Со своих заказчиков я беру за помощь 500 долларов, доставку – 1800 долларов. Оплата – стопроцентно вперед!

Гарантий при этом никаких.

Рискованно? Да. А что если самим в Корею махнуть? Мы посчитали. Так, например, дорога до города Инчан, где располагается огромная компания по продаже авто, обойдется примерно в 900 долларов. Один день проживания – 50–60 долларов в сутки плюс придется платить “помогайке”-переводчику 500 долларов.

Когда купите машину, нужно будет заказывать контейнер. Выгоднее, как нам объяснили, брать сорокатонник (прибавьте к расходам 4700 долларов!), в него входит три машины. Гнать одну машину в небольшом контейнере невыгодно.

США: Как не нарваться на рухлядь?

Просматривая объявления в газете, натыкаешься на заманчивое предложение. Ух ты, как дешево! Джипы за три тысячи долларов?! Свеженькие! И на фото выглядят замечательно! А потом мелким шрифтом читаешь: “машина в США”.

Действительно, в США на сегодня самые приемлемые цены на подержанные авто. А уж если немного с браком машина, то можно взять ее за символическую цену. В Казнете уже появилось несколько сайтов, которые копируют предложения с американских аукционов.

Но часто такие машины имеют свои “секреты”. Есть риск нарваться на “утопленников” (машины, пострадавшие от тайфунов и наводнений, которые в Америке случаются достаточно часто).

К заявленной цене прибавляем 500 долларов посреднику плюс перевозка контейнером около 3 тысяч долларов. Это не считая растаможки.

Если придет именно то, что вы ждали, то выгода в цене действительно будет. А вот если вам доставят машину с “сюрпризом”, то вы получите за свои деньги одни проблемы. Ехать же самому за одной машиной невыгодно – на дорожных расходах разоришься!

Александра МЫСКИНА

Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)

Загрузка...