Опубликовано: 3211

Маленькие хитрости больших магазинов, или Купи два батона по цене двадцати

Маленькие хитрости больших магазинов, или Купи два батона по цене двадцати

Как в супермаркетах обманывают покупателей?Снято с продажи

Прокуратура Петропавловска недавно проверила супермаркеты города. Из оборота изъята пищевая продукция общим весом более ста килограммов с истекшим сроком годности, а также без подтверждающих качество документов.

По словам помощника прокурора Данияра МУСТАФИНА, в основном это мясные изделия: фарш, котлеты, пельмени, а также рыба и крабовые палочки.

В результате проверок департамента Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК по СКО с продажи снято 165 килограммов мяса и его производных, 48 килограммов молока и молочных продуктов, 38 килограммов хлебобулочных изделий, 73 килограмма печений и конфет, а также алкогольные и безалкогольные напитки. Виновников, конечно, привлекли к административной ответственности, но…

Сплошное надувательство

Знакомый недавно приобрел два батона хлеба по цене двадцати (!) и не сразу спохватился. Только сев в машину, он понял, что ему дали не ту сдачу, на которую он рассчитывал.

– Хорошо, что чек не выбросил, – рассказывает приятель. – Посмотрел в него, а там лишний нолик. Вернулся в магазин, указал на ошибку. Администратор сначала наигранно удивилась, но потом все же распорядилась, чтобы вернули деньги, заплаченные за 18 несуществующих булок.

А сколько случаев с неправильными ценниками и испорченными продуктами!

Жительница Петропавловска Елена, ведающая запасами провизии в семье, два раза в неделю отправляется в гастрономический поход.

– С надувательством в супермаркетах сталкиваюсь постоянно, – жалуется женщина. – Особенно часто натыкаюсь на испорченные продукты. Однажды приобрела тухлую селедку, была брынза с горечью, подпортившиеся беляши с запахом, скользкие персики с плесенью. Раздраженная, несла все обратно, предъявляла чеки. Продавцы молча возвращали деньги. Хорошо, что я такая дотошная, а сколько людей в силу своей занятости или просто доброты этого не делают! Подозреваю, таких немало, а руководство магазинов на них и рассчитывает. Чаще всего мы в спешке носимся с корзинами по торговым залам, не смотрим на срок годности товара, производителя, ценники. Теперь я стала умнее. Всегда внимательно разглядываю товар, просматриваю чеки, не выходя из магазина. Заметила, кстати, что при этом любой кассир чувствует себя неуютно.

Как нам пудрят мозги

Автор этих строк и сама не раз сталкивалась с запудриванием мозгов покупателю. Были такие случаи в моей покупательской практике: указываю на ошибку в ценнике, после чего разыгрывается маленький спектакль для одного зрителя. Приглашается работник магазина, приносит извинения, говорит, что забыл поменять ценник, и тут же делает это. В следующий раз все повторяется по тому же сценарию. Пообщавшись с людьми, поняла, что такой номер проделывают не только со мной.

А вот еще один "гастрономический маневр".

– Когда одновременно приобретаешь 15–20 наименований товара, сложно запомнить, что и сколько стоит, – рассказывает моя подруга. – Да и товара так много, а в чеке буквы настолько мелкие, что если и пробили что-то лишнее, сразу не заметишь. У меня так было несколько раз. Поэтому теперь, если общая сумма купленного существенно выше, чем та, на которую я рассчитывала, тщательно изучаю список, не отходя от кассы.

Плата за… пустоту

Товары с истекшим или истекающим сроком годности – тоже не редкость на прилавках. Внимательная покупательница Ольга делится житейским опытом:

– Я заметила, что продукты, которые быстро испортятся, обычно выставляют на выгодные места – полки, расположенные на уровне глаз. Нередко дата производства или срок годности товара "случайно" затерты или повреждены. А еще залежалый товар часто помещают в вакуумную упаковку. Естественно, с новым сроком годности.

Можно наткнуться и на манипуляции с весом. Конечно, они существуют столько, сколько существует торговля, но теперь более изощрены и технологичны. Вот один из способов обмана: в электронные весы заранее вводится лишний вес продукта – от 50 до 300 граммов – в зависимости от вида товара. Поэтому при взвешивании нужно обращать внимание: на весах изначально обязательно должны гореть нули! И чтобы вес обязательно набегал с нуля.

Методика моментальной заморозки специально политой водой рыбы и морепродуктов позволяет образовать толстый ледяной слой, который добавляют сверху немалый вес. Как итог – покупатель переплачивает до тридцати процентов за воду!

Как вы думаете, почему в супермаркетах яблоки, бананы, апельсины аккуратно расфасованы в пластиковые тары? Оказывается, вовсе не для удобства клиента. Дело в том, что фрукты и овощи при хранении теряют вес, поэтому выгоднее указать его сразу.

А это уже классика жанра: упаковки круп по 900 граммов вместо привычного килограмма, уменьшенные батоны хлеба, кусок мыла весом в 75 граммов вместо 100 (особенно незаметен этот "фокус" в упаковках из нескольких кусков), большие, красивые коробки с крошечными конфетами…

А еще супермаркеты грешат незаметным повышением цены на продукцию, которая реже покупается. Крема для обуви или соусов, к примеру.

Увеличение их цены на несколько пунктов потребитель обычно не замечает.

На удочке у распродаж

Как заманчивы надписи типа "Скидки до 60 %", "Купите две вещи по цене одной", "Распродажа"… Сама не могу пройти мимо таких. Хотя умом понимаю – чистой воды провокация. Оказываясь в торговом зале, убеждаюсь в этом. Пройдя ряды с неприглядными "распродажными" кофточками, натыкаюсь на более симпатичные вещицы без скидок, а уйти с пустыми руками уже не в состоянии. На удочке…

Построить глазки, поболтать и… обсчитать

Интересными откровениями поделилась бывшая работница супермаркета Надежда:

– В торговле вращалась пять лет. Людей сама не обманываю, но как это делают, знаю. Остерегаться нужно пятницы и субботы, именно в эти дни в супермаркетах наплыв, особенно вечерами. Тут надо быть предельно внимательными. В особой зоне риска молодые мужчины. Девочки с наращенными ресничками и красными губками за кассой любят глазки построить, поболтать и… обсчитать Молодой человек после общения с милой кассиршей ни за что не станет перепроверять чек. А если и проверит и найдет ошибку, подумает – сам ведь отвлек, а та от чрезмерного его внимания запуталась.

Покупательский ликбез

Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева Павел АФАНАСЬЕВ комментирует:

– По закону до сведения потребителя (покупателя) должна быть доведена информация о наименовании товара (работы, услуги) и о видах и особенностях предлагаемых работ или услуг. Причем как на казахском, так и на русском языке. Это делается через документацию, прилагаемую к товару или путем размещения ее на упаковке, этикетках.

Расфасованные и упакованные продукты должны содержать информацию о фасовщике и упаковщике, а также о дате и времени фасовки и упаковки.

Покупатель имеет право на получение у продавца документа, подтверждающего факт приобретения – чек.

Продавец, являющийся индивидуальным предпринимателем, должен также предоставить потребителю информацию о своей фамилии, имени и отчестве (при его наличии), а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его регистрацию как индивидуального предпринимателя, чего, к сожалению, у нас почти никогда не делается.

Если вид деятельности, осуществляемой продавцом (изготовителем, исполнителем), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация на государственном и русском языках о лицензии, сроке ее действия, государственном органе, выдавшем ее, а также по требованию потребителя предоставлена возможность ознакомиться с подлинником или нотариально заверенной копией лицензии. Из своего опыта знаю, что у нас такие лицензии на обозрение предоставляются зачастую только в пунктах обмена валют.

Кроме того, продавец обязан иметь в наличии контрольно-кассовые машины и бейдж. Как показывает практика, это требование закона у нас в городе в подавляющем большинстве случаев не выполняется.

Кроме того, потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества, размеров приобретаемого товара (работы или услуги), а также на проведение в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду самого характера товара.

Недопустимы и незаконны те нередкие случаи, когда на ценнике товара стоимость была бы одной, а при расчете на кассе – совершенно другой, как правило, завышенной в пользу организации продавца. Такая ситуация является ничем иным, как обманом потребителя, за что в Казахстане предусмотрена административная ответственность.

Петропавловск

Загрузка...