Опубликовано: 1786

Мальчик с крыльями

Фильм: “Рики” (Ricky)

Режиссер: Франсуа Озон.

В ролях: Александра Лами, Серхи Лопес, Мелюзин Майянс, Артюр Пейре, Андре Вильмс.

Казахстанский кинопрокат опопсел настолько, что дальше просто некуда. Если раньше отдельные кинотеатры позволяли себе роскошь завозить авторское кино признанных европейских, американских и азиатских мастеров, то теперь репертуары похожи друг на друга, как стрижки призывников с затылка. Ни шага влево, ни шага вправо.

Но это не значит, что мы должны идти на поводу у прокатчиков и забывать о не попкорновом кино. В прошлом номере вы могли прочитать рецензию на последний фильм Ларса фон Триера “Антихрист”, сегодня предлагаем вашему вниманию обзор новой работы Франсуа Озона “Рики”, которую французский режиссер выставлял на Берлинский кинофестиваль.

…Кати живет в спальном районе, трудится на химзаводе и воспитывает оставшуюся “в наследство” от неизвестного мужчины дочь Лизу. Каждое утро, еле оторвав голову от подушки, она принимает душ, завтракает, отвозит на мотороллере дочь в школу и отправляется в цех, чтобы заняться очень важным делом – закручивать колпачки на бутылочках с моющими средствами. Но однажды на заводе появляется испанец Пако, которому Кати отдается в первый же день знакомства, а потом и вовсе приглашает его разделить постель и крышу над головой. Через девять месяцев у пары рождается сын Рики – парень голосистый и необычный: вскоре у мальчонки прорезаются крылья и он начинает летать!

Озон сделал себе имя в конце 1990-х, благодаря провокационным фильмам вроде “Криминальных любовников” или “Крысятника”. Неожиданный перелом в его творчестве случился в 2002 году, когда он снял эстетский мюзикл-детектив в стиле ретро “8 женщин”, задействовав в нем всех прим французского кино от Катрин Денёв и Изабель Юппер до Фанни Ардан и Эммануэль Беар. С этого момента Озон больше не возвращался к педалированию темы насилия или извращений, хотя секс и связанные с ним отклонения присутствуют в его фильмах всегда. В “Рики” Озон, как и в “Крысятник”, примешивает долю фантастики – на этот раз иронично-юморной. Что, впрочем, не мешает определять жанр его нового фильма как драму.

“Рики” – это одновременно драма социальная, драма семейная и притча о мужчине и женщине, получивших второй шанс, чтобы изменить свои отдельные жизни и свою общую жизнь.

Если брать социальный аспект, то завязка сюжета хорошо бы подошла для советского кино 1970-х. Она – просто рабочая на заводе, мать-одиночка. Он – прибывший по обмену из дружественной страны простой рабочий. Вместе они пытаются строить интернациональную семью, борясь с невзгодами и стремясь к благополучию. В “Рики”, вопреки большинству показываемых у нас фильмов, мы видим не парадную, не туристическую Францию. Кати живет в обычной новостройке, где стены в подъезде исписаны неприличными словами, а из углов пахнет мочой. У нее нет никаких, ну просто никаких шансов, чтобы встретить прекрасного принца, который бы пригласил ее отужинать в ресторан с видом на Эйфелеву башню. Но она живет – хотя бы ради дочери.

Проблема детского одиночества в “Рики” тоже не на последнем месте. Маленькая Лиза с появлением в доме нового дяди и новорожденного брата, естественно, начинает чувствовать себя ненужной. И Озон несколько раз провоцирует зрителя намеками на детскую жестокость как воплощение ревности к Рики, но оставляет эти инсинуации без продолжения, как бы играя на нервах публики киношными визуальными штампами.

Но основной аспект семейной драмы – разумеется, взаимоотношения Пако и Кати. После того как Кати обвиняет Пако в избиении сына, гордый испанец уходит из дома. Он вернется, однако действительно ли из тоски или потому, что хочет заработать на феномене Рики? И этот вопрос Озон оставляет открытым, заставляя зрителя сопоставлять те или иные слова своих героев.

А что же Рики? Хоть фильм и назван его именем, он тут не главный персонаж. Но, безусловно, ключевой. Озон наверняка намеренно не стал делать из мальчика ангела, снабдив его не белыми небесными, а коричневыми крыльями чайки. И мы так до конца и не узнаем, все-таки малыш – посланник свыше или продукт выброса вредных веществ на химзаводе? Тем не менее Рики сумел подарить Кати и Пако шанс вывести свою жизнь из штопора. Воспользовались ли им родители чудо-мальчика? Озон делает финал, кажется, более чем прозрачным и жизнеутверждающим. Но после этого посмотрите еще раз самую первую сцену фильма, и многое встанет на свои места.

Оценка зрителей на сайте Internet Movie Database (imdb.com) 6,1 из 10.

Оценка автора – 8,5 из 10.

Интересный факт

“Рики” – первый фильм Озона за последние два года. До этого он выпустил картину “Ангел”. Зато в 2009-м Озон разродился сразу двумя картинами. Помимо “Рики” это драма “Убежище”, удостоившаяся специального приза жюри на фестивале в Сан-Себастьяне в конце сентября.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...