Опубликовано: 1499

Кумыс, а не кола

Кумыс, а не кола

Куда движется казахстанское кино, нужно ли ориентироваться на коммерческий успех и в чем главный секрет кинопроцесса,”Каравану” рассказал известный европейский кинокритик, теоретик и историк кино Ганс-Йоахим ШЛЕГЕЛЬ (на фото).Говорить на своем языке

– Видите ли вы тенденции развития казахстанского кино?

– Было время новой волны казахского кино, не очень продолжительное. Интересно было бы проанализировать, почему так произошло. Возможно, повлияла перестройка. Сейчас значение рынка стало важнее искусства, надо зарабатывать деньги. Это и понятно, и опасно. Потому что таким образом исчезает казахская кинокультура как таковая, она становится псевдокультурой. На мой взгляд, сегодня идет борьба молодых кинематографистов, которые на самом деле хотят сказать что-то на собственном языке, не только на национальном, но и на киноязыке. Рассказать зрителю о том, что они переживают, что волнует молодую казашку, к примеру.

– Что необходимо для развития киноиндустрии в стране?

– Это очень опасный момент. Потому что я не думаю, что у казахского кино большие шансы тягаться с Голливудом. Чтобы создать кинопромышленность, придется имитировать голливудское кино. Кому это интересно? Намного интересней настоящее, пусть и скромное, но свое кино, как было с казахской новой волной. Конечно, нужно повышать профессиональный уровень, снимать кино, которое стоит показывать на большом экране, но надо иметь в виду, что казахские режиссеры должны говорить на своем языке, а не имитировать чужой. Я уже несколько раз использовал эту метафору: никто не станет покупать казахскую колу, а кумыс будет пользоваться спросом!

– Но ведь у картин должен быть коммерческий успех…

– Самые важные, самые дорогие ваши фильмы тоже не окупались. Нужны универмаги, но нужны и университеты с музеями. Должны быть и те, кто понимает кино как товар, но тогда никакой “Фауст” или “Евгений Онегин” не возникнут. Было бы хорошо, если бы грамотные продюсеры, развивающие коммерческое кино, с прибыли поддерживали авторское кино. Кино не должно быть товаром, как гамбургер: если человек будет питаться только гамбургерами, он заболеет.

От блокбастеров устали

– Нужна ли государственная поддержка в кино и государственная прокатная политика?

– Конечно, в Европе так было всегда. Государство требовало налоги за показ иностранного кино и с этих денег финансировало национальное кино. Нужно давать национальным фильмам шанс. А в ваших кинотеатрах я вижу американские блокбастеры. Зачем?

– Скажите, вы предпочитаете смотреть кино на языке оригинала с субтитрами или дубляж?

– Только субтитры. Только так можно получить полное представление о картине. Для коммерческого показа нужен синхрон, но в художественном кино, где важна и музыкальная, и интонационная концепция, должен оставаться оригинальный язык. К сожалению, в Германии этого почти не делают. Впрочем, это мое личное убеждение. 

Загрузка...